Финансово-хозяйственная деятельность организации характеризуется доходами и расходами. Разберем, что представляет собой чистый операционный доход, формула и особенности его определения.
Определение доходов и расходов организации
Ведение бухгалтерского учета непосредственно связано с определением доходности и расходов организации (ст. 5 402-ФЗ). Механизм определения доходной и расходной частей регулирует Приказ Минфина № 116н от 18.09.2006, в соответствии с которым поступления и затраты (включая НДС), в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений функционирования предприятия, классифицируются так:
- доходность (п. 4 ПБУ 9/99), расходы (п. 4 ПБУ 10/99) от основных видов деятельности предприятия;
- прочие.
До вступления в силу Приказа № 116н, то есть до формирования отчетности за 2006 год, поступления и издержки классифицировались так:
- внереализационные;
- операционные;
- чрезвычайные.
Бухгалтерский учет доходной и расходной частей ведется по счету 91. Открывают субсчета первого порядка:
- 91.1 – для доходов;
- 91.2 – для затрат.
Дмитрий Володько, руководитель продуктов банка для бизнеса «Сфера»:
При учете операционных расходов важно понимать, зачем мы ведем учет и кто является потребителем нашей аналитической информации. ФЗ о бухгалтерском учете говорит, что информация должна быть своевременной, достоверной и достаточной для принятия решений. Ключевое требование — принятие решений на основе данных. В зависимости от типа бизнеса в операционных расходах может потребоваться выделить:
- расходы на сбыт (включая или исключая расходы на маркетинг и рекламу);
- отложенные расходы и расходы прошлых периодов;
- незапланированные траты.
Причем ценность представляет не сам факт расходов, а их динамика, норма на сделку или единицу продукции. Сравнение с рынком. Прогноз о том, как будет меняться показатель, например, при увеличении выпуска продукции.
Прочие источники доходности
Доходность относится к категории «Прочие» в том случае, если поступления не связаны с обычной деятельностью учреждения. Если приход поступает от основных видов функционирования предприятия, его необходимо отражать на 90 счете «Продажи».
Прочие операционные доходы включают в себя следующие поступления:
- платное предоставление в ограниченное пользование активов;
- платное предоставление прав на патент различных видов интеллектуальной собственности;
- от участия в уставных капиталах (УК) других учреждений;
- от участия в договорах простых товариществ;
- от продажи имущества, активов, продукции;
- проценты по кредитам и займам;
- штрафные санкции, начисленные за нарушение условий договора;
- прибыль предыдущих периодов;
- компенсация убытков организации и проч.
Полный список доходности представлен в п. 7 ПБУ 9/99.
Чистый операционный доход — это разница между действительной величиной валового дохода (ВД) и постоянными издержками, такими, как страховые взносы, налоговые платежи и иные затраты.
ЧОД = ВД - ОР.
Расчет этого показателя иллюстрирует величину чистой прибыли, которую получит предприятие от использования имущества, вкладов в УК и иных видов доходности за текущий период.
Дмитрий Володько, руководитель продуктов банка для бизнеса «Сфера»:
В современной экономике все чаще компании и люди отказываются от владения и переходят к аренде — так называемая Sharing-economy. Нужно быть внимательным с такими инструментами, как операционный лизинг, аренда средств производства, аутстафф и подобные. Они размывают и уменьшают доли капитальных и постоянных затрат. Становится сложно понять, куда отнести те или иные расходы. Также трудности могут возникать в оперативности поставок информации. В больших компаниях часто обрабатывают информацию с задержкой в месяц-полтора. Пример: надо своевременно выявить «уходящего» поставщика или клиента, на которого приходится большая доля в выручке. Причем задача должна быть выполнена в этом же месяце, чтобы менеджмент смог скорректировать план по выручке или найти замену поставщику. Если данные будут формироваться в течение месяца или дольше, то проблема будет обнаружена поздно, и сможет нанести серьезный урон финансовому положению компании. Другая сложность состоит в том, что расходы, учитываемые для целей бухгалтерского и налогового учета, в управленческой отчетности могут быть отнесены в иные категории. Здесь важно понимать цель. Для чего мы ведем учет, кто и какие решения должен принимать на его основе.
Что прочие операционные расходы включают в себя
В состав операционных расходов входят все непрямые издержки деятельности организации, согласно ПБУ 10/99, например:
- неустойки за нарушение сторонами условий договора;
- возмещение убытков, возникших по вине учреждения;
- просроченная дебиторская задолженность;
- обязательства, невозможные к взысканию;
- величина от курсовых разниц;
- списание уценки активов организации и проч.
Перечень всех действующих в настоящий момент ОР закреплен в п. 11 главы III ПБУ 10/99.
Дмитрий Володько, руководитель продуктов банка для бизнеса «Сфера»:
Частая ошибка — не учитывать курсовую разницу в процентах по займу, если он был в другой валюте.
Другая ошибка — отнесение затрат на крупную партию (инструментов, мебели, офисного оборудования) к капитальным затратам. Пример: компания купила партию стульев. Поодиночке эти стулья не могут быть признаны основным средством. В таком случае за единицу можно принять не отдельный стул, а комплект. Тогда учитывать его можно, например, как «комплект стульев для конференц-зала». Хотя в этом примере даже стандарты МСФО не дают нам однозначного ответа, к каким расходам это отнести, и рекомендуют применить профессиональное суждение.