Квотирование рабочих мест для инвалидов: кто и как это должен сделать

Размер шрифта:

Квотирование рабочих мест — это государственная мера обеспечения трудовой занятости лиц льготных категорий. Она заключается в введении нормативного требования по резервированию предприятиями и организациями рабочих мест для людей с инвалидностью в зависимости от числа занятых.

Квотирование как способ трудоустройства инвалидов

Часть людей с инвалидностью сохраняют возможность трудиться, но находят работу с трудом. Квотирование используется государством для защиты интересов таких работников. Законодатель обязывает резервировать и выделять инвалиду специальное рабочее место с адаптированными условиями. Основная суть государственной меры:

  • резерв рабочих мест формируется у работодателя;
  • в пределах зарезервированного количества проводится трудоустройство.
ВАЖНО!
Квотирование обязывает создавать места для льготников, резервирование запрещает их занимать лицам нельготируемых категорий — доля определяется региональными НПА. Например, в Москве количество инвалидов на этих местах должно составлять не менее 2 процентов. Остальные 2 процента отводят под молодежь (ст. 3 Закона города Москвы от 22.12.2004 № 90).

Государством принят специальный закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, который регулирует предельные величины резервирования, порядок использования вакансий, периодичность отчетности, — 181-ФЗ.

Регламентируются и требования к зоне труда, условиям — действуют специальные СП (санитарные правила):

  • 139.13330.2012 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования»;
  • 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

При подготовке и создании рабочего места для инвалида используются специальные ГОСТы:

  • Р 57958-2017 «Условия труда инвалидов. Требования доступности и безопасности»;
  • Р 57959-2017 «Реабилитация инвалидов. Рабочее место для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата»;
  • Р 52874-2007 «Рабочее место для инвалидов по зрению специальное. Порядок разработки и сопровождения»;
  • Р 51645-2017 «Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное. Технические требования к оборудованию и производственной среде».

Перечисленные правила и ГОСТы конкретизируют, в каком порядке и как организации определить перечень должностей для инвалидов для квоты, предписывают, что специальное рабочее место должно обеспечивать:

  • безопасность труда;
  • труд с незначительными или умеренными нагрузками (физическими, статическими, динамическими, сенсорными, интеллектуальными, эмоциональными);
  • исключение возможности травм или ухудшения здоровья.
ВАЖНО!
Соблюдая предельные размеры квот, установленных законами РФ, региональные исполнительные власти самостоятельно регулируют их размер и используют свои показатели. Общий алгоритм трудоустройства льготной категории выглядит следующим образом:

Центры занятости ежемесячно собирают и анализируют отчетность компаний всех организационных форм и видов собственности, резервирующих вакансии для данной категории занятых. Отчеты содержат сведения:

  • о движении льготников — приеме и увольнении;
  • о формировании вакансий и их количестве.

Какие работодатели обязаны выделять квоты

Используемые на уровне региона квоты инвалидам для трудоустройства утверждаются местными НПА. При определении величины обязательного резервирования исполнительная власть руководствуется основными положениями ст. 21 ФЗ № 181:

  • для предприятий с количеством занятых свыше 100 человек — 2-4% среднесписочной численности;
  • для предприятий и организаций с количеством 35-100 работников ставка не превышает 3%.
ВАЖНО!
Для определения фактического размера показателя среднесписочная численность рассчитывается без учета занятых на вредных и (или) опасных работах. Условия учитываются по результатам аттестации зон занятости или результатам специальной оценки условий труда.

От резервирования вакансий для инвалидов освобождены следующие организации:

  • общественные объединения инвалидов (ООИ);
  • созданные с участием ООИ;
  • в виде хозяйственных обществ и товариществ, если их уставный капитал состоит из вкладов ООИ.

Работодатель при трудоустройстве инвалида обязан создавать специальные условия выполнения работ. Необходимо учитывать его индивидуальные программы реабилитации или абилитации (ст. 24 ФЗ № 181).

Порядок определения размера квоты

Требуемое количество резервируемых вакансий предприятия рассчитывают самостоятельно. Это обязательство зафиксировано в ст. 21 ФЗ № 181. На схеме по этапам показано, как рассчитать, сколько должно быть инвалидов в организации, чтобы выполнить требования законодательства.

ВАЖНО!
Увеличить число трудоустроенных инвалидов наниматель может по своему усмотрению. Сократить — нет. Отсутствие свободных штатных единиц (должностей) не освобождает от исполнения обязанности по квотированию мест для инвалида.

Иногда у работодателя отсутствует возможность выполнения квоты, принять льготную категорию не получается. В этом случает разрешается:

  • арендовать такие «возможности» у другого работодателя;
  • создать и (или) выделить их иными способами — путем заключения соглашения об их организации у другого работодателя.

Направляющая сторона для выполнения установленной квоты создает их у принимающей стороны за счет собственных средств. Механизм такого «замещения» конкретизируется региональными НПА.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, где найти показатель квоты для приема на работу инвалидов и какая ответственность за невыполнение этой квоты. Используйте эти инструкции бесплатно.

Пример расчета

Квотирование рабочих мест в Москве в 2022 регулируется законом и НПА:

При условной среднесписочной численности 280 человек квота для предприятия составит 6 льготников. Полученный дробный показатель в этом случае округляется до большей величины.

Справка. В Санкт-Петербурге для организаций с численностью работников более 100 человек величина квоты — 2,5% к среднесписочной (ст. 1 Закон Санкт-Петербурга от 27.05.2003 № 280-25).

Оформление

Работодатель обязан предоставлять органам службы занятости регулярную отчетность о резервировании и использовании квот. Сроки и форму подачи определяет региональный НПА или правовой акт исполнительного органа субъекта в сфере труда и занятости, принятый на его основе. В отчетность включают:

  • информацию о локальных нормативных актах о квотировании;
  • сведения и данные о созданных резервных вакансиях для трудоустройства инвалидов;
  • данные о выполнении показателей.

Основные ЛНА, которые готовит работодатель, — это приказ и положение (ст. 21 ФЗ № 181). Положение о порядке квотирования готовят крупные организации.

Образцы необходимых ЛНА

Структура приказа традиционная. Кроме базовых реквизитов, в текст следует внести:

Положения регламентируют весь процесс работы с такой льготной категорией. Документ содержит следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Условия и порядок квотирования рабочих мест.
  3. Трудоустройство инвалидов в счет квоты.

Иногда в документ включают информацию о регламенте работы службы персонала, описание создаваемых зон труда для работников с инвалидностью, требования к условиям труда.

Ответственность работодателя за неисполнение квот

Работодатель не обязан самостоятельно «заполнять» квотируемые вакансии. Законом при работе с сотрудниками с ОВЗ не разрешается:

  • отказывать им в трудоустройстве;
  • принимать на зарезервированные позиции лиц без ОВЗ;
  • уклоняться от квотирования.

Ответственность наступает в виде штрафа. Величина зависит от нарушения.

Ответственное лицо Вид нарушения Штраф, рублей Статья КоАП
Должностное

Инвалиду отказано в приеме на работу

5000-10 000 Ст. 5.42
Обязанность по квотированию не выполнена 5000-10 000 Ст. 5.42
Должностное Не предоставлена, предоставлена несвоевременно или искажена отчетность в службу занятости по расчету квоты и занятости инвалидов 300-500 Ст. 19.7
Юридическое 3000-5000

Отдельные регионы руководствуются собственными кодексами правонарушений. Они используют иной размер штрафов. Например, штрафы выше в Москве — неисполнение обязанностей по квотированию рабочих мест наказывается строже:

  • для юридических — от 30 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц — от 3000 до 5000 руб.
Оставить комментарий Распечатать
Дмитриева Наталья Предприниматель, проектный менеджер, консультант профессионального и личностного роста

Закончила Тверской государственный университет в 1987 году (тогда он назывался Калининский) по специальности «Экономика труда». Имеет степень кандидата экономических наук (научная специальность – Экономика и управление народным хозяйством).