Аудит полноты учетной политики в 2019 году
Ни дня без инструкций
Поиск
Ни дня без инструкций
Бухгалтерия

Как провести аудит полноты учетной политики

Аудиторская проверка учетной политики позволяет проверить систему внутреннего контроля учреждения. Рассказываем, как ее организовать.

Зачем проводить

Основной целью аудита учетной политики предприятия является определение соответствия используемой в учреждении методологии ведения бухгалтерского и налогового учета с действующими законами и нормативно-правовыми актами. Результатом аудита будет сформированное аудитором заключение о полноте и достоверности сведений, представленных в промежуточной и итоговой финансовой отчетности предприятия в разрезе ряда ключевых аспектов.

Задачи аудита — исследование системы функционирования бухучета в учреждении, независимая оценка действующей на предприятии учетной политики и проверка главных принципов установленного документооборота.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие действия аудитора по проверке полноты УП, — положение по бухучету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, а также федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД) 6/2010 и приложение к Письму № 07-04-09/78875 от 28.12.2016.

Что проверять

Аудит полноты учетной политики включает следующую информационно-содержательную базу:

  • приказ, распоряжение об утверждении УП;
  • пояснительную записку к бухотчетности;
  • рабочий план счетов бухучета;
  • установленные УП первичные документы;
  • внутриорганизационную отчетность;
  • порядок ведения документооборота;
  • способы обработки информации;
  • методологию бухучета ряда ключевых показателей и проч.

Для проверяющего независимого эксперта важны любые данные, иллюстрирующие полноту УП в учреждении. Также аудитору необходимо установить различия между актуальной УП и той, что применялась в организации ранее, и выявить те изменения, которые могут повлиять на степень оценки бухотчетности.

Аудит учетной политики: пример частых нарушений

Приведем некорректные положения, которые часто обнаруживают в ходе аудита. Проверьте, чтобы в ваших документах не было этих нарушений:

  1. В УП организации отражено, что документы, формы которых не предусмотрены в альбомах унифицированных форм первичной документации по учету, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные требованиями нормативно-правовых актов. При использовании первичных документов, разработанных бухгалтерией, данные бланки необходимо закрепить в УП учреждения.
  2. В разделе «Учет основных средств» обобщены условия признания имущества объектами основных средств, предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01, обобщены и не раскрыты. Необходимо указать информацию о принципах и методах учета, в отношении которых у учреждения есть возможность выбора.
  3. В разделе УП «Учет материалов и товаров» не закреплен порядок списания товарно-материальных ценностей. Необходимо уточнить его.
Об авторе статьи
Задорожнева Александра
Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Распечатать
Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!
Поделитесь с друзьями:
Вместе с эти материалом часто ищут:
Учетная политика нормирует правила и способы ведения бухгалтерского и налогового учета. В статье расскажем, кто формирует документ и несет за это ответственность.
17 сентября 2019
Разберемся, как оформить и утвердить изменения в учетной политике на 2020 год.
27 января 2019
Расскажем, для чего электронная подпись нужна в бюджетной организации, как верно выбрать нужную и как сделать электронную подпись.
3 апреля 2018

Оформление пенсии — эта процедура становится актуальной при достижении определенного возраста. Разберемся, что важно знать работодателю об оформлении пенсии для сотрудника. Уточним перечень документов, которые требуется предоставить, и ответим на спорные вопросы.

31 января 2019