Ведение бухгалтерского учета в установленном порядке обязательно для всех российских организаций и предприятий (ИП — исключение). Правила закреплены на законодательном уровне. Основополагающими нормативами для НКО являются закон № 402-ФЗ «О бухучете» и Налоговый кодекс РФ. Помимо федеральных требований, представители профильных министерств и ведомств разрабатывают отдельные нормативы. Например, ПБУ и ФСБУ, утвержденные Минфином РФ.
Нормативы корректируются постоянно. Изменения касаются не только порядка ведения бухучета, но и правил составления финансовой отчетности. Чиновники изменяют не только алгоритмы, но и отчетные формы.
Бухотчетность для НКО
Приказом Минфина № 66н от 02.07.2010 утверждены бланки, отражающие текущее финансовое состояние, рациональность использования средств, результаты деятельности и прочие показатели.
Обратите внимание, что Приказ Минфина № 66н корректировали неоднократно. Последние изменения были внесены Приказом Минфина от 19.04.2019 № 61н. Чиновники поправили не только структуру отчетных форм, но и правила их заполнения.
Правила формирования бухотчетности для НКО
Закон № 402-ФЗ устанавливает строгие требования к содержанию отчетной информации. Сведения финансовой отчетности должны отвечать следующим принципам:
- достоверность — информация формируется на основании подтвержденных и проверенных данных бухгалтерского учета, все показатели и суммы зафиксированы документально (первичной и учетной документацией);
- объективность — операции, отражаемые в учете и включаемые в отчетность, подлежат объективной оценке;
- существенность — субъект раскрывает сведения об имущественном и финансовом положении по мере существенности операций, причем критерии существенности разнятся и требуют обязательного закрепления в учетной политике;
- последовательность отражения операций — записи и факты хозяйственной деятельности субъекта регистрируются в хронологическом порядке, в установленной законодательством последовательности;
- целостность и полнота информации — сведения должны составлять общую картину о деятельности компании, ее имуществе и платежеспособности.
Принцип целостности подразумевает единство информации во всех отчетных формулярах компании. Например, сведения о налоге на прибыль в декларации должны совпадать с показателями финансовых отчетов.
Состав бухгалтерской отчетности для НКО
Приказом Минфина № 66н утвердили пять форм бухотчетности, которые сдают практически все организации. Несмотря на общую обязанность вести бухучет, некоторые компании вправе отражать операции в упрощенном виде. Принципы составления, как и формы упрощенной бухотчетности, существенно отличаются от общепринятых норм.
Подробнее: «Подаем отчетность по упрощенной схеме»
Собрали в таблице полный перечень отчетов:
Формы бухотчетности |
Комментарий |
Примечания |
|
---|---|---|---|
Код по ОКУД |
Название |
||
0710001 |
Бухгалтерский баланс |
Заполняется по состоянию на 31 декабря отчетного года, указываются сведения за текущий и два предшествующих года. Обратите внимание, что третий раздел баланса для НКО существенно отличается от формата для коммерческих фирм. |
Форма обязательна к заполнению для всех организаций. Для упрощенного учета используются специальные отчетные бланки. |
0710002 |
Отчет о финансовых результатах |
Указываются соответствующие показатели бухучета по состоянию на 31 декабря отчетного периода и на соответствующую дату за предыдущий период. Данные заполняются исключительно по предпринимательской деятельности. Причем организация самостоятельно определяет степень существенности полученного дохода. Если НКО не осуществляет предпринимательскую деятельность или доходы незначительны, документ заполнять не нужно. |
|
0710004 |
Отчет об изменениях капитала |
Документ содержит сведения о произошедших изменениях капитала в течение отчетного периода в разрезе отдельных показателей. Данные указываются за год. |
Бланки отчетов необязательные. Заполняются по мере надобности. Например, при необходимости приведения в отчетности показателей, нужных для реальной оценки финансового состояния и полноты предоставляемой информации. |
0710005 |
Отчет о движении денежных средств |
Форму заполняют на основании показателей бухучета в части движения денежных потоков организации. Информация предоставляется за финансовый год и предшествующий аналогичный период. |
|
0710003 |
Отчет о целевом использовании средств |
Указывается информация о размерах поступления финансирования (по источникам), об использовании средств в разрезе направления расходов. Заполняется за текущий период и предшествующие 12 месяцев. |
Отчет обязателен к заполнению на общих основаниях. |
Пояснительная записка |
В документе указывается информация, необходимая для реальной оценки финансового положения организации, результатов ее деятельности и для полноты сформированных сведений. |
Составляется в произвольном виде. |
Сроки сдачи
Законодательно предусмотрен предельный срок сдачи бухгалтерской отчетности организаций — не позднее 90 дней со дня окончания отчетного периода. То есть не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. За 2021 год отчитываемся до 31.03.2022.
Учредитель (собственник) вправе утвердить индивидуальные сроки сдачи отчетов для фирмы и расширить список обязательных бухгалтерских отчетов дополнительными формами и бланками. Например, установить промежуточные отчетные периоды, а не только годовые.
Для раскрытия информации о бенефициаре в бухгалтерской отчетности организации отдельного бланка и сроков не предусмотрено. Но по правилам, сведения о бенефициарных владельцах юридического лица необходимо раскрыть в годовой бухотчетности (письмо Росфинмониторинга № 01-04-05/17015 от 29.07.2019). За непредоставление сведений о бенефициаре по запросу организации грозит штраф до 500 000 рублей.
Отчетность бюджетников
Для бюджетных учреждений действует особый порядок ведения бухучета: они отчитываются по другим формам и бланкам. Отличается и периодичность предоставления финансовых отчетов. Бюджетные, автономные и казенные учреждения подают бухотчетность не только по итогам года. По требованию главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств учреждения отчитываются раз в месяц и раз в квартал.
Бюджетные учреждения подают бухотчетность по специальным формам. Кроме того, они обязаны отчитываться в ФНС, в ПФР, в ФСС и в Росстат — в установленные сроки и по унифицированным бланкам.

Правила формирования
Все бланки отчетности для бюджетных, автономных и казенных учреждений утверждены Приказами Минфина № 33н от 25.03.2011 и № 191н от 28.12.2010. Эти нормативы закрепляют формальный вид отчетов, порядок их составления и сдачи. Казенные учреждения, органы государственной и муниципальной власти, финансовые органы и Казначейство, внебюджетные фонды отчитываются по Приказу № 191н. Бюджетные и автономные организации — по Приказу № 33н.
Подробнее: «Работаем правильно: все инструкции по бюджетному учету»
Состав отчетов
В таблице — основные формы бухгалтерской отчетности для бюджетных, казенных и автономных учреждений:
Название формы | Тип учреждения | Периодичность | Содержание | |
---|---|---|---|---|
Бюджетные, автономные | Казенные | |||
Баланс | 0503730 | 0503130 | Годовая | Включает сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности по итогам работы за отчетный период |
Справка по консолидируемым расчетам | 0503725 | 0503125 | Годовая для БУ и АУ, квартальная и месячная для КУ | Отражает информацию о передаче обязательств, имущества и имущественных прав, земли и денежных средств между участниками бюджетного процесса |
Справка по заключению счетов бухгалтерского учета | 0503710 | 0503110 | Годовая | Указываются данные о заключительных оборотах по счетам бюджетного учета |
Отчет об исполнении бюджета | 0503737 | 0503127 | Годовая и квартальная | Учреждения отражают фактические результаты финансово-хозяйственной деятельности и сравнивают их с плановыми показателями. Формируется в разрезе видов деятельности |
Отчет о принятых бюджетных обязательствах | 0503738 | 0503128 | Годовая и квартальная | В форме суммируются показатели по всем принятым обязательствам. Составляется в разрезе КФО |
Отчет о финансовых результатах | 0503721 | 0503121 | Годовая | Составляют до заключения бухсчетов. Здесь приводятся сведения о финансовых оборотах по основным показателям деятельности |
Отчет о движении денежных средств | 0503723 | 0503123 | Годовая и квартальная | Формируется по КОСГУ и содержит информацию о денежных потоках организации |
Пояснительная записка | 0503760 | 0503160 | Годовая, квартальная, месячная | Это текстовая часть, в которой разъясняются отчетные показатели и приводится информация об отклонениях в представленных бланках |
Подробнее: «Как отчитываются бухгалтеры бюджетных организаций»
Сроки сдачи
Общие сроки сдачи бюджетных отчетов не установлены. Даты сдачи отчетных форм индивидуально определяют вышестоящие организации — ГРБС, РБС, учредители. Они издают приказ о сроках бухотчетности и доводят его до подведомственных учреждений.
Ответственность за нарушения
Если отчетность не сдать или сдать с ошибками, последует штраф до 700 000 рублей или дисквалификация на несколько лет. В таблице собраны все нарушения и наказания за них.
Получатель отчетности | Нарушение | Штраф |
---|---|---|
Налоговая инспекция | Если организация не размещает отчеты в ГИРБО — государственном реестре бухгалтерской отчетности |
Для юрлиц — 200 рублей за каждый непредоставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ) Для должностных лиц — от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ) |
Если организация размещает отчетность в ГИРБО |
Для организаций — от 3000 до 5000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ) Для должностных лиц — от 300 до 500 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ) |
|
Росстат | Если организация отчитывается в статистику. В Росстат отчитываются организации, в отчетности которых содержится гостайна. Кроме того, случаи обязательного предоставления бухотчетности в Росстат устанавливает правительство РФ |
Для организаций — от 3000 до 5000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ) Для должностных лиц — от 300 до 500 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ) |