Какие соглашения разрешено заключать онлайн
Вопрос заключения сделок и порядок, в котором это разрешается делать, урегулирован Гражданским кодексом РФ. Пункт 2 ст. 434 этого документа сообщает, что соглашения заключаются как в виде единого бумажного документа, так и в виде единого цифрового документа. Таким образом, заключение электронного договора гражданским законодательством разрешено.
Основным средством идентификации личности подписанта при таком порядке заключения сделки является электронная подпись. Закон № 63-ФЗ об ЭП сообщает, что отдельные виды этого средства подписания по юридической силе идентичны рукописной подписи.
Таким образом, по смыслу 63-ФЗ, подписать в цифровом формате стороны вправе любое соглашение.
Однако, п. 1 ст. 6 закона об ЭП сообщает, что из этого правила существуют исключения и не для всех случаев допускается заключение договора в электронном виде, — такие исключения прямо указаны в законе. Например, не подписываются электронно:
- корпоративный договор — ст. 67.2 ГК РФ;
- соглашение купли-продажи недвижимости — ст. 550 ГК РФ;
- соглашение аренды здания — ст. 651 ГК РФ.
Иногда заключение договора онлайн является единственно возможным, в частности, в сфере госзакупок. Контракты, заключаемые по итогам проведения электронных процедур, подписываются в цифровом виде.
Какие ЭЦП разрешено использовать для подписания соглашений в цифровой форме
Федеральный закон № 63-ФЗ указывает на существование трех видов электронных подписей:
- простая;
- усиленная неквалифицированная;
- усиленная квалифицированная.
Виды различаются степенью защиты: простая использует систему логин-пароль, применяется для подтверждения личности при работе на отдельных сервисах и является наименее надежной из всех видов.
Квалифицированные подписи являются более надежным способом подтверждения личности подписанта, для создания таких подписей используются средства криптозащиты. При создании квалифицированной подписи используются средства криптозащиты, сертифицированные ФСБ РФ, а выдать такую ЭП вправе только аккредитованный удостоверяющий центр. Усиленная неквалифицированная ЭП обладает средним уровнем надежности, а квалифицированная — высшим.
Учитывая характеристики разных видов ЭП, заключение договора электронной подписью целесообразно скреплять усиленной квалифицированной. Документ, подписанный ею, является полным аналогом бумажного вида и имеет ту же юридическую силу.
Субъекты, практикующие дистанционное заключение договора, в соответствии с п. 2 ст. 6 63-ФЗ, вправе использовать для этих целей и простую и неквалифицированную подписи при условии, что ранее между ними заключалось письменное соглашение о том, что такие варианты подписания признаются сторонами как допустимые.
Таким образом, если стороны располагают квалифицированными ЭП, они вправе использовать их свободно для подписания документов в цифровом виде без каких-либо предварительных договоренностей. Если у сторон имеются простые или неквалифицированные подписи, они вправе использовать их, согласовав посредством заключения договора в письменной форме возможность подписания документов простой или неквалифицированной ЭП.
Что сделать, чтобы перейти на подписание соглашений в цифровой форме
Чтобы организовать удаленное цифровое подписание сделок, следует первым делом позаботиться о получении электронной подписи. Проще и удобнее всего работать с квалифицированной ЭП — она годится для любых целей, в которых используется.
Получить квалифицированную ЭП пользователь вправе в аккредитованном удостоверяющем центре, перечень которых публикует у себя на сайте Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Перечень постоянно актуализируется, следует выбрать центр из самой последней его редакции.
Лицам, имеющим квалифицированную ЭП, доступно заключение договора по электронной почте путем пересылки друг другу подписанных файлов. Дополнительный софт в таком случае не требуется.
Часто, помимо получения ЭП, для подписания сделок в цифровой форме требуются дополнительные действия, например:
- заключение договора на сайте торговой площадки допускается после регистрации на ней. Такая система практикуется в госзакупках;
- удобным вариантом работы в цифровом формате являются системы электронного документооборота — ЭДО. В ЭДО необходимо регистрироваться, услуги операторов ЭДО являются платными, но такие системы значительно упрощают документооборот с контрагентами. Важно при выборе ЭДО предпочесть того оператора, с которым уже сотрудничает большинство контрагентов организации. Либо зарегистрировавшись в выбранном ЭДО, активно привлекать к работе в нем имеющихся контрагентов.