Скачать федеральный закон № 97-ФЗ от 21.07.2005 «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»
Нормы законодательства
Все уставные документы муниципальных образований подлежат обязательной госрегистрации. Об этом говорится в ФЗ о государственной регистрации уставов муниципальных образований №97-ФЗ от 21.07.2005. Муниципальные правовые акты (МПА) о принятии или изменении устава заверяют территориальные регистрирующие органы. В процессе регистрации специалисты проверяют соответствие уставных документов Конституции РФ и федеральным законам и соблюдение правил их принятия, проводят антикоррупционную экспертизу. После окончания проверки уставу присваивают регистрационный номер, выдают свидетельство о государственной регистрации и включают сведения в госреестр.
Основные правила регулирует 97-ФЗ. Но есть еще один норматив, регламентирующий МПА — это 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ст. 44 131-ФЗ закреплено, что должно определятся уставом муниципального образования:
- наименование образования;
- перечень важных локальных вопросов;
- формы, гарантии и порядок участия граждан в решении вопросов муниципального образования;
- названия, полномочия и виды ответственности выборных местных органов;
- виды и правила обнародования МПА;
- срок полномочий представительного органа;
- особенности рассмотрения территориального бюджета;
- порядок внесения изменений в уставные документы.
Глава МО в течение десяти дней с момента официального обнародования уставных документов передает информацию об источнике и дате такого опубликования в регистрирующий орган. Ведомство вносит полученные сведения в госреестр (ч. 8 ст. 44 131-ФЗ, ст. 5 97-ФЗ). Днем госрегистрации является дата внесения информации о МПА в государственный реестр.
Какой орган занимается госрегистрацией
Вот кто регистрирует устав муниципального образования — территориальные подразделения уполномоченного федерального ведомства исполнительной власти. В действующем законодательстве их называют регистрирующими органами.
Какие документы нужны для регистрации устава
В утвержденных правилах о госрегистрации уставов муниципальных образований перечислены обязательные сопроводительные бумаги (ст. 3 97-ФЗ):
- оригинал устава, утвержденного учредителем или вышестоящей организацией (на бумаге и на магнитном носителе);
- оригинальный протокол (выписка из протокола) органа управления учреждения, правомочного изменять МПА или решение вышестоящего ведомства об утверждении уставных документов;
- информация об источниках и дате официального обнародования документации муниципального образования.
Все документы предоставляются в двух экземплярах. Подготовьте сопроводительное письмо и укажите в нем контакты для обратной связи. Если в регистрирующий орган обращается не уполномоченное лицо, а его представитель, оформите доверенность на передачу полномочий.
Как зарегистрировать устав
Это поэтапная процедура. Ответственные лица обязаны соблюдать четкую последовательность действий. Только в этом случае устав зарегистрируют быстро и без проволочек. Вот что надлежит сделать для регистрации уставных документов муниципального образования:
- разработать проект устава;
- официально обнародовать его;
- провести публичные слушания;
- принять МПА;
- предоставить полный пакет документов туда, где регистрируется устав муниципального образования, — в территориальный регистрирующий орган;
- пройти проверку контролирующего ведомства;
- опубликовать согласованные уставные регистры МО.
Сроки регистрации устава
Решение о госрегистрации учредительных регистров принимают в 30-дневный период с момента подачи в регистрирующий орган. Вот сколько времени займет весь процесс:
- 30 дней до момента принятия решения — публикуется проект МПА;
- 30 дней со дня опубликования — принимаются письменные и электронные предложения по проекту;
- от 7 до 15 дней до проведения публичных слушаний — информируют участников о дате, месте и времени проведении процедуры слушаний;
- 30 дней после обнародования МПА — принимают решения об утверждении учредительных документов;
- 15 дней после принятия решения — подают устав на госрегистрацию.
Принятие решения о государственной регистрации
Как только поданная документация пройдет проверку на соответствие положениям Конституции РФ и нормам федерального и регионального законодательства, учредительные бумаги зарегистрируют. Регистрирующее ведомство подготовит мотивированное заключение, поставит штамп на МПА с указанием номера госрегистрации и выдаст свидетельство. Регистрационную информацию направят в госреестр.
Зарегистрированный местный правовой акт и свидетельство передаются главе МО в течение пяти дней после принятия положительного решения. После этого у органа местного самоуправления есть семь дней на публикацию официального нормативного акта МО.
Если уставной НПА противоречит Конституции РФ, действующему законодательству, не соответствует порядку принятия учредительных нормативов и содержит коррупциогенные факторы, его не зарегистрируют. Управление выдаст мотивированный отказ и в течение пяти дней вернет документы главе МО. Орган местного самоуправления вправе повторно подать учредительные бумаги для прохождения регистрационной процедуры.