Нормативное планирование бюджета сети подведомственных учреждений с помощью автоматизированной веб-системы
Ни дня без инструкций
Поиск
Ни дня без инструкций
Бухгалтерия

Как планировать бюджет сети подведомственных учреждений с помощью автоматизированной веб-системы

Планирование бюджета и заполнение всех обязательных форм — сложный и трудоемкий процесс. Ошибки грозят урезанным финансированием. Справиться с задачей помогают специальные программы.

Содержание

Статья подготовлена экспертом компании «ФИНАТЕК»

Нормативное планирование в свете изменений законодательства

Обновленная система финансирования учреждений бюджетного сектора, связанная с реализацией закона № 83-ФЗ от 01.05.2019 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», стала ключевой темой в повестке взаимоотношений между учредителем и подведомственными учреждениями.

Формат работы планово-экономических служб кардинально поменялся в связи с переходом на финансирование по принципу «деньги следуют за потребителем» и теперь включает целых комплекс взаимосвязанных документов (госзадания, соглашения, планы финансово-хозяйственной деятельности, приказ об утверждении нормативов и др.). Предлагаем разобраться, что из себя представляет тема «нормативного планирования» с точки зрения практики работы специалистов экономического блока, какие проблемы с этим связаны и какие пути решения имеются.

Госзадание и расчет финансового обеспечения

Базовым документом, определяющим целевые натуральные и финансовые показатели для учреждения, становится государственное задание, которое содержит параметры оказываемых услуг и выполняемых работ. Для бюджетных и автономных учреждений в целях финансового обеспечения задания учредителем предоставляются субсидии из бюджета.

Расчет финансового обеспечения по каждой услуге в госзадании (ГЗ) производится на основании базового норматива затрат на единицу услуги и корректирующих коэффициентов, учитывающих территориальную и отраслевую специфику учреждения. Учредитель должен рассчитать и в отдельном нормативном акте (приказе) утвердить значения базовых нормативов и корректирующих коэффициентов по учреждениям.

Нормативные затраты на оказание i-ой государственной услуги рассчитываются по формуле:

Ni = Niбаз × Kотр × Kтер,

где:

  • Niбаз — базовый норматив затрат на оказание i-ой государственной услуги;
  • Котр — отраслевой корректирующий коэффициент;
  • Ктер — территориальный корректирующий коэффициент.

Объем субсидии на оказание заданного объема (Vi) задания по i-й государственной услуге определяется по формуле:

Сгз = Ni × Vi,

где:

  • Cгз — субсидия на финансовое обеспечение оказания i-й государственной услуги;
  • Vi — показатель объема i-й государственной услуги.

Расчет нормативов: этапы и проблемы

Условно его можно разделить на два этапа:

  1. Сбор данных с учреждений для выбранного метода расчета (медианный метод, натуральные нормы или др.).
  2. Расчет по группам нормативных затрат.

Эффективность работы зависит от того, используются ли средства автоматизации или работа ведется традиционными средствами (MS Excel и получением разрозненных данных посредством электронной переписки). Без автоматизации этап сбора статистики достаточно трудоемкий, зависит от многих субъективных факторов и требует постоянного ручного контроля каждой операции.

По нашей оценке, в региональных ГРБС системы здравоохранения на сбор статистики тратится до 4 человеко-часов в расчете на одно подведомственное учреждение, что в итоге приводит к потере 7-10 рабочих дней при относительно небольшой подведомственной сети. Этап расчета нормативных затрат, как правило, занимает не меньше, так как в результате сведения данных становится видна существенная разница индивидуальных нормативов однородных услуг между учреждениями, после чего начинается «творческий» процесс изменения реальности с помощью MS Excel. Выполнение этих работ с использованием средств автоматизации позволяет избежать ошибок и высвободить существенные ресурсы специалистов.

Соглашения и изменения объемов субсидии

В целях санкционирования бюджетных расходов и принятия бюджетного обязательства (БО) по предоставлению субсидии между учредителем и подведомственным учреждением заключается соглашение, которое включает в приложении график перечисления субсидии (как правило, с ежемесячными траншами). Последующие изменения объемов субсидии допускаются только при изменении объемов задания (Vi) и оформляются в виде допсоглашений к основному соглашению.

При изменении объемов субсидии требуется отобразить это в госзадании и обеспечить транспарентность всех сопутствующих документов (допсоглашение, план ФХД) и обеспечить загрузку актуальных документов на федеральные ресурсы (bus.gov.ru и др.). Использование средств автоматизации в этом случае не только снижает нагрузку и защищает от ошибок, связанных с человеческим фактором, но и помогает безболезненно проходить плановые и внеплановые проверки контрольных органов (КСП, КРУ и др.), связанные с допущенными ошибками.

В продолжении темы нормативного финансирования следует уделить внимание средствам, получаемым за счет предоставления бюджетными и автономными учреждениями услуг за плату (например, платные услуги вузов по предоставлению высшего профессионального образования), которые, с учетом положений 83-ФЗ, поступают в самостоятельное распоряжение учреждений и могут направляться на цели, ради которых создано учреждение. Но при оказании подобных услуг в рамках госзадания учредителю следует корректировать объем субсидии с учетом объемов приносящей доход деятельности (коэффициент платной деятельности) и обеспечить актуализацию сопутствующих документов.

В дополнении к субсидии на задание учреждению могут быть предоставлены субсидии на иные цели для возмещения расходов целевого характера (например, текущий ремонт, приобретение оборудования и др.). В этом случае, по аналогии с госзаданием, между сторонами заключается соглашение, и учреждение заполняет сведения об операциях с целевыми субсидиями (подлежат размещению на портале bus.gov.ru).

План финансово-хозяйственной деятельности

Завершая тему документов нормативного планирования, стоит отметить еще один важный регламентированный Минфином (приказ от 31.08.2018 № 186н) документ, составляемый на уровне учреждения, — план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД).

По структуре ПФХД содержит информацию в табличном виде о плановых объемах доходов и расходов учреждения по видам финансового обеспечения (госзадание, иные цели, платные услуги, ОМС) и кодам бюджетной классификации (КФО, КВР, КОСГУ и др.), включая детализированные обоснования запланированных поступлений и выплат.

Итоговый перечень документов нормативного планирования

Для наглядности в таблице приведен итоговый перечень документов в сфере нормативного планирования бюджета по сети подведомственных учреждений.

Документ

Кем формируется (составляется)

Кем учреждается (подписывается)

Основные НПА

Государственное задание

Учредитель

Учредитель

Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, утвержденный:

  • правительством РФ;
  • правительством региона;
  • администрацией муниципалитета.

Отчет о выполнении государственного задания

Учреждение (ежеквартально)

Учредитель

Соглашение о предоставлении субсидии

Учредитель

Первым лицом учредителя (с одной стороны) и руководителем учреждения (с другой стороны)

Дополнительное соглашение

Приказ об утверждении базовых нормативов и корректирующих коэффициентов

Учредитель

Учредитель

Общие требования федеральных ОИВ-политиков.

Например, приказ Минздрава № 366н от 25.06.2015.

План финансово-хозяйственной деятельности

Учреждение

По решению учредителя:

  • учредитель;
  • учреждение;
  • учреждение по согласованию с учредителем.
  1. Общие требования Минфина (приказ № 186н от 31.08.2018).
  2. Порядок, утвержденный учредителем.

Расчеты (обоснования) к плану финансово-хозяйственной деятельности

Сведения об операциях с целевыми субсидиями

Инструменты автоматизации: РАМЗЭС 2.0

На российском рынке существуют средства автоматизации нормативного планирования государственных учреждений. Расскажем о возможности на уровне ГРБС или организации автоматизировать формирование, согласование и утверждение процессов нормативного планирования с помощью отраслевого электронного сервиса РАМЗЭС 2.0.

Сервис позволяет учредителю и всем подведомственным учреждениям:

  1. Рассчитывать нормативные затраты (базовый норматив затрат) на оказание государственных услуг (выполнение работ), в т. ч. по натуральным нормам потребления, на основании точной и актуальной статистики по всем подведомственным учреждениям, которая доступна учредителю в любой момент времени.
  2. Планировать нормативные затраты организации на оказание государственных услуг (выполнение работ) в рамках формирования госзадания на очередной год и плановый период. При этом ГРБС имеет возможность установить лимиты так, чтобы работа подведомственных учреждений строилась по одним и тем же шаблонам, а итоговые нормативы укладывались в рамки заданной сверху погрешности.
  3. Рассчитывать и обосновывать (4-уровневая детализация) каждую из статей расходов и доходов ПФХД подведомственных учреждений.
  4. Распределять объемы субсидий (включая субсидии на иные цели и на капвложения) с учетом региональной и отраслевой специфики, базовых нормативов и поправочных коэффициентов.
  5. Контролировать исполнение госзаданий и показатели ПФХД на протяжении всего бюджетного цикла в реальном времени.
  6. Автоматизировать процесс согласования, утверждения и подписания любых изменений плана ФХД и других документов с использованием имеющихся сертификатов электронной подписи (ЭП).
  7. Сократить объем бумажного документооборота (или вообще отказаться от него) при переходе на электронный документооборот (ЭДО, СЭД) с использованием сертификатов ЭП.
  8. Сокращать время обработки работниками учредителя и учреждений информации при выполнении типовых операций по составлению, формированию, проверке и согласованию документов.

Интеграция с другими системами

Сервис имеет возможность интеграции с действующими информационными системами федерального (bus.gov.ru, Электронный бюджет) и регионального (КейСистемс, 1С, БФТ, Парус, Криста и др.) уровней, что обеспечивает оперативность внедрения веб-сервиса и исключает двойное заполнение данных. Например, типовое бюджетное учреждение регионального Минздрава тратит на внесение данных ПФХД на bus.gov.ru 3-4 человеко-часа. Пользователь ЭС РАМЗЭС вносит эти данные за 30-40 секунд за счет интеграции с помощью файла XML-формата.

С помощью ЭС РАМЗЭС 2.0 задачи нормативного планирования успешно решают (вместе с подведомственными организациями) Росавиация, Росморречфлот, Минздрав Московской области, Минздрав Сахалинской области, Минспорт Московской области, Министерство культуры и туризма Рязанской области и др. Система используется во многих муниципальных учреждениях разных регионов.

Об авторе статьи
Распечатать
Поделитесь с друзьями:
Вместе с эти материалом часто ищут:

Какие отчеты сдают в феврале:

  1. В ИФНС.
  2. В ПФР.
  3. В Росстат.

Кроме отчетности, нужно отправить и некоторые обязательные платежи.

27 января 2022
Отчетность в январе — это месячные, квартальные и годовые формы отчетности за прошедший, 2019, год. Некоторые отчеты придется сдать сразу после новогодних каникул, иначе штрафов не избежать. А для отдельных категорий отчетности изменены правила и порядок сдачи.
23 декабря 2019

Компенсация НДС физическому лицу: развод или нет — да, это очередная форма мошенничества в интернете. Граждане, желающие получить уплаченный налог на карточку, рискуют потерять все накопления и сбережения. Возврат предусмотрен только для иностранцев, которые вывозят купленные товары из России.

14 апреля 2021

Составление плана ФХД — это задача, с которой бюджетники сталкиваются каждый год. Не будет ПФХД — не будет и денег на нужды учреждения. Но при заполнении бланка возникает масса трудностей и вопросов. Одно из решений — специальные программы. 

17 марта 2020