Требования к обязательному аудиту изменились
С 01.01.2021 Федеральным законом от 29.12.2020 № 476-ФЗ повышены лимиты доходов и активов для обязательного аудита бухотчетности. В 2021 году обязательный аудит бухгалтерской отчетности за 2020 год обязаны пройти организации, у которых выполняется хотя бы одно из условий:
- доход от предпринимательской деятельности, по данным налогового учета, за 2019 год более 800 млн рублей;
- сумма активов бухгалтерского баланса на конец 2019 года более 400 млн рублей.
До начала действия поправок лимит был установлен в отношении выручки организации, теперь он установлен в отношении доходов (строка 010 плюс строка 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль). Тем самым от обязательного аудита избавили малые предприятия. Но если до 01.01.2021 исполнение договора с аудиторской организацией в отношении аудита бухгалтерской отчетности уже начато, проверку необходимо пройти и ориентироваться на новые правила с отчетности за 2021 год.
Для фондов лимиты для проведения обязательного аудита тоже изменились. Теперь он необходим, если поступления имущества и денежных средств за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превысили 3 млн рублей.
Все организации, подпадающие под ограничения, проходят проверку отчетности, только если это отдельно предусмотрено федеральными законами. Для государственных компаний и корпораций ничего не изменилось.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как успешно пройти обязательный аудит. Используйте эти инструкции бесплатно.

Зачем нужна проверка
Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности (АПБО) — это санкционированный независимый контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения, представленных в отчетных регистрах бухгалтерии.
Цели проверки:
- подтверждение полноты и достоверности данных, отраженных в предоставленных отчетах;
- контроль за соблюдением норм и правил действующего бухгалтерского, налогового и гражданского законодательства;
- удостоверение целесообразности движения денежных средств, исходя из функционального предназначения финансово-хозяйственной деятельности организации;
- выявление резервных средств.
АПБО нормируется положениями ФЗ № 307 от 24.12.2008, ПП РФ № 696 от 23.09.2002, НК РФ, ГК РФ, рекомендациями, приказами и постановлениями Минфина РФ, а также правилами аккредитованного профессионального объединения аудиторов.
Виды и методы
АПБО может быть двух видов:
- обязательный аудит бухгалтерской финансовой отчетности;
- инициированный руководством предприятия (внеплановый).
Обязательный проводится ежегодно не позднее 3 месяцев после завершения отчетного года (периода). Заключение о состоянии БО предоставляется вместе с экземплярами проверенной бухотчетности в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой выдачи заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ФЗ № 402 от 06.12.2011).
Как проводятся
Первый этап — планирование и непосредственно организация АПБО. Проверяющий знакомится с деятельностью предприятия и на основании проведенных наблюдений разрабатывает программу предстоящей ПБО.
Второй этап — сбор и обработка данных. Аудитор изучает уставную документацию и финансовые отчеты (прибыли и убытки, баланс, статотчетность), ищет отклонения и искажения информации. Проверяются кассовые книги, журналы-ордера, результаты инвентаризаций.
На третьем этапе сведения анализируются и выводится заключение. Затем аудитор сообщает результаты контроля руководителю, подтверждая или опровергая полноту и достоверность отчетных данных.
Кто проводит АПБО
Обязательный аудит бухгалтерской отчетности, в соответствии с ч. 2 ст. 5 307-ФЗ, ежегодно должны проводить следующие предприятия:
- акционерные общества;
- кредитные организации;
- страховые компании;
- НПФ или управляющее им учреждение;
- профессиональные участники рынка ЦБ.
Для всех остальных хозяйствующих субъектов, государственных (муниципальных) учреждений, в том числе казенных, автономных и бюджетных, а также некоммерческих организаций, АПБО проводить не обязательно. Контрольные мероприятия проводятся только в том случае, если:
- учреждение составляет консолидированную БО (за исключением государственных внебюджетных фондов);
- объем выручки от продаж за период, предшествующий отчетному, свыше 400 млн рублей. Исключение — сельскохозяйственные кооперативы и их союзы, а также государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
- итоговая сумма активов в балансе на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 млн руб. Исключения аналогичны предыдущему пункту;
- эта обязанность закреплена другими федеральными законами;
- учредитель или наблюдательный совет бюджетного (автономного) учреждения инициирует проверку.