Бюджетники, как и все остальные экономические субъекты, осуществляющие операции с наличными деньгами, обязаны вести кассовую дисциплину. При ведении бюджетного учета движения наличности следует руководствоваться:
- Приказы Министерства финансов №157н от 012.2010г., №174н от 16.12.2010г.
- Указания Центрального банка России №3210-У от 11.03.2014г.
- Приказ Казначейства РФ №8н от 10.10.2008г.
- Закон «О ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
За нарушение порядка ведения операций с наличкой предусмотрена административная ответственность в виде штрафов:
- на должностное лицо — до 5 000 рублей,
- на юридическое лицо – до 50 000 рублей (ст. 15.1 КоАП).
Лимит остатка кассы на 2019 год
Предельно допустимой суммой наличных, которая может храниться в специально оборудованных помещениях для кассовых операций в госучреждении после завершения рабочей смены и выведения остатка по кассовой книге, называют лимит остатка кассы.
Организация самостоятельно определяет лимит остатка наличности, это закреплено в п. 2 Указаний ЦБР №3210-У. Но это не означает, что руководитель или иное должностное лицо госучреждения вправе установить любую сумму денег.
Правильный расчет лимита остатка кассы должен быть проведен в определенном порядке, иначе организацию могут наказать. Причем произведенные расчеты придется закрепить в локальном акте бюджетного учреждения. Также в распоряжении руководителя обязательно должны быть назначены ответственные лица, обычно это кассир и главный бухгалтер.
Утвержденные предельно допустимые суммы можно пересчитывать в любой момент времени, либо не пересчитывать вовсе, об этом сказано в пунктах 8, 9 Письма Центрального Банка РФ от 15.02.2012 № 36-3/25. Что это значит? Если в организации увеличивается наличный денежный оборот, то перерасчет можно произвести в любой день. И наоборот, если в организации замечено снижение движения налички, то уменьшать лимит не обязательно.
Как рассчитать лимит остатка кассы
Порядок вычисления закреплен в Приложении к Указаниям ЦБР №3210-У. Алгоритм предусматривает два вида расчетов: по поступлениям или по выбытиям. Чтобы организации составить правильные вычисления, следует определить, каких операций больше.
Например, бюджетное учреждение «Музей» принимает оплату за билеты наличными денежными средствами. 90% расходов организации производится безналичными расчетами. Следовательно, максимально допустимую сумму налички нужно рассчитывать первым способом — по поступлениям. Или наоборот, казенное учреждение «Сельская школа» выдает сотрудникам наличные средства под отчет (командировочные, приобретение ГСМ, запчастей, хозяйственных и канцелярских товаров). Поступления от предпринимательской деятельности отсутствуют. В таком случае, рассчитывать нужно по выбытиям.
Лимит остатка денежных средств в кассе устанавливается по формулам. Разберем каждую отдельно.
Расчет лимита остатка по поступлениям
где,
- L – определяемая максимально допустимая сумма остатка наличных.
- V – суммарный показатель поступлений налички от реализации товаров/работ/услуг в рублях, за конкретный расчетный период.
- P – количество дней в расчетном периоде. Период устанавливается учреждением самостоятельно, и не может быть менее 1 рабочего дня и не более 92 рабочих дней.
- Nc – период времени между днями сдачи в банк поступившей наличности от реализации.
Расчет лимита по выбытиям
где,
- L – определяемая максимально допустимая сумма остатка наличных.
- R – суммарный показатель выбытий наличных денежных средств за конкретный расчетный период. Исключение: выплаты заработной платы, стипендий, государственных пособий и прочих аналогичных выплат.
- P – количество дней в расчетном периоде. Период устанавливается учреждением самостоятельно, и не может быть менее 1 рабочего дня и не более 92 рабочих дней.
- Nn – период времени между днями получения налички по чекам в банковской организации, за исключением средств на выплату заработной платы, стипендий, пособий.
Расчет лимита остатка денежных средств в кассе 2019 года обособленного учреждения
Если имеются обособленные подразделения или филиалы, то расчет предельно допустимого остатка наличности следует производить с учетом некоторых особенностей.
В первую очередь определяем самостоятельность обособленного подразделения по следующим признакам.
Признак |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
---|---|---|
Поступление налички в кассу обособленного подразделение производится |
Через кассу головной организации |
Через офис банковской организации |
Сдача налички производится |
В кассу головного офиса |
На расчетный счет, открытый в банковской организации |
Расчетный счет |
Открыт на имя головной организации |
Открыт на имя обособленного подразделения (самостоятельный расчетный счет) |
Специально оборудованное место хранения налички и осуществления кассовых операций |
Подходит только для осуществления операций по движению денежных средств |
Оборудовано полностью |
Если филиал или территориальное отделение характеризуется в соответствии с первым вариантом, то в расчет лимита остатков кассы следует включить расчетные показатели по подразделению за расчетный период. Если филиал соответствует второму варианту, для такого обособленного подразделения следует произвести свой расчет лимита кассы, отдельный от расчетов головного госучреждения.
Формируем приказ об утверждении лимита кассы
Унифицированного бланка для распоряжения руководителя, как и обязательных реквизитов, законодательством не предусмотрено. Приказ или распоряжение формируется в произвольном порядке на фирменном бланке учреждения.
