Бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2022 году. Отчетность казенных учреждений
Ни дня без инструкций
Поиск
Ни дня без инструкций
Бухгалтерия

Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2022 году

Бюджетный учет в казенных учреждениях — это упорядоченная система сбора, обработки и хранения всей информации в денежном выражении, которая касается любого имущества, обязательства и их движения. КУ имеют ряд отличительных особенностей, они кроются в способах организации и ведения бухучета.

Содержание

Правовое регулирование

Казенщики являются отдельным типом государственных и муниципальных организаций, созданных для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Правила организации и ведения бухучета в казенных учреждениях регламентируют:

  • закон № 402-ФЗ в части ключевых вопросов организации бухучета;
  • инструкция № 157н и действующая редакция инструкции 162н по бюджетному учету в 2022 году для казенных учреждений;
  • инструкция № 132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
  • инструкция № 191н в части состава и порядка формирования отчетности в казенных организациях;
  • порядок № 209н в части формирования КОСГУ;
  • федеральные стандарты БУ, регламентирующие отраслевые методы учета;
  • методические рекомендации, письма и пояснения Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.

В основную систему нормативного регулирования бухучета относят региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности.

Новое в бюджетном учете в 2022 году

Чтобы госфинансы для казенных учреждений расходовались эффективнее, законодатели обновили правила работы на 2022 год. Разберем основные нововведения бюджетного законодательства.

С 2022 года все государственные учреждения должны применять федеральные стандарты бюджетного бухгалтерского учета:

  • биологические активы (Приказ Минфина № 310н от 16.12.2020, письмо Минфина № 02-07-07/96775 от 29.11.2021);
  • метод долевого участия (Приказ Минфина № 254н от 30.10.2020);
  • консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность (Приказ Минфина № 255н от 30.10.2020);
  • сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам (Приказ Минфина № 223н от 29.09.2020).

Эти ФСБУ государственных финансов применяются, начиная с отчетности 2022 года.

В сводную бюджетную роспись внесли изменения (384-ФЗ от 29.11.2021, п. 7 ст. 217 БК РФ):

  • перераспределили 10% ассигнований на реализацию госпрограмм;
  • перераспределили бюджетные ассигнования на капитальные вложения;
  • перераспределили ассигнования на увеличение резервного фонда правительства РФ.

Утвердили новый порядок переноса остатков. Теперь все несвязанные остатки федерального бюджета направляются в резервный фонд правительства. Кроме того, в правительстве приняли меры по сокращению остатков на конец года, ограничив случаи переноса оставшихся (неиспользованных) ассигнований по заключенным госконтрактам. На 1 января следующего переносят остатки по госконтрактам, заключенным:

  • по гособоронзаказу;
  • для исполнения международных обязательств;
  • для осуществления капитальных вложений;
  • по нацпроектам;
  • за счет ассигнований резервного фонда после 1 октября отчетного года.

Остатки по государственным контрактам, которые заключили после 1 декабря, больше не переносятся на следующий год (исключение — международные обязательства и резервный фонд).

Сократили и сроки по распределению лимитов и оплате. Главные распорядители бюджетных средств распределяют лимиты (ЛБО) федерального бюджета между подведомственными получателями за 10 рабочих дней (раньше было 20). А декабрьскую оплату теперь проводят по особым правилам:

  • если поставку провели с января по ноябрь текущего года — в течение 10 рабочих дней после подписания документа о приемке;
  • если поставку провели с 1 по 20 декабря — до конца года за счет текущих лимитов;
  • если поставку провели с 21 по 31 декабря — в следующем году за счет лимитов очередного финансового года.

С 01.01.2022 изменился порядок применения КОСГУ (Приказ Минфина № 133н от 24.09.2021). По КОСГУ 250 необходимо разделять операции текущего и капитального характера. Показывайте их так:

  • текущие — по кодам 251, 252, 253;
  • капитальные — 254, 255, 256.

С 01.01.2022 изменились коды бюджетной классификации. При оплате в 2022 году сверяйтесь с Приказом Минфина № 75н от 08.06.2021. А общий порядок формирования КБК закреплен в Приказе Минфина № 85н от 06.06.2019.

Еще одно изменение с 01.01.2022 — ввели электронные транспортные накладные (336-ФЗ от 02.07.2021, ПП РФ № 2200 от 21.12.2020). Кроме того, в 2022 на портале государственных услуг заработает суперсервис «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов». Через него начнут оформлять электронные перевозочные документы: накладные, путевые листы, специальные разрешения на перевозку грузов.

С 01.01.2022 применяют новые формы электронных первичных документов и регистров бухучета (Приказ Минфина № 61н от 15.04.2021).

С 01.01.2022 началось применение новых форм электронной первички и регистров. Те казенные учреждения, которые передали ведение учета Казначейству, обязаны внедрить эти формы в 2022 году и закрепить их в учетной политике.

Инструкцию № 191н об отчетности казенных учреждений скорректировали (Приказ Минфина № 82н от 11.06.2021). В форму 0503123 в раздел «Поступления» добавили строки:

  • 056 — поступления по условным арендным платежам, КОСГУ 135;
  • строка 057 — поступления от возмещений расходов ФСС, КОСГУ 139.

Эти изменения действуют с отчетности за 2021 год.

В сведениях об изменении остатков валюты баланса по ф. 0503173 показывают:

  • в графе 6 — изменения вступительного баланса, которые связаны с исправлением ошибок прошлых лет, выявленных в отчетном периоде, по счетам 304 86, 304 96, 401 18, 401 19, 401 28, 401 29;
  • в графе 10 — изменения вступительного баланса, которые связаны с исправлением ошибок прошлых лет, выявленных по результатам контрольных мероприятий, по счетам 304 66, 304 76, 401 16, 401 17, 401 26, 401 27.

Порядок заполнения сведений по дебиторской и кредиторской задолженности по ф. 0503169 тоже изменили:

  • графы 5-8 — не включают информацию по ошибкам прошлых лет и показатели изменения расчетов;
  • графы 3, 10, 13 — показатели формируют только в годовой отчетности;
  • показатели по счетам 401 41 и 401 49 включают в отчет, только если учреждение применяет их в соответствии с учетной политикой.

А с 13.02.2022 опять изменили инструкцию № 191н (Приказ Минфина № 217н от 21.12.2021). Изменения связаны с вступлением в силу новых стандартов бюджетного учета. Новые правила применяют к отчетности за 2021 год.

      Санкционирование расходов в бюджетном учете

      Отличительной особенностью учета в казенных организациях является обязательное санкционирование произведенных расходов. Операции отражаются на специальных счетах ПСБУ — 0 500 00 000. Для отражения обязательств текущего периода и плановых лет используется сч. 0 502 00 000 «Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства. Перечень такой документации, которую применяет организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.

      Бухгалтерские проводки по санкционированию расходов казенных организаций следует отражать в разрезе кредитов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.

      Проводки по санкционированию в казенном учреждении в 2022 году:

      Содержание операции

      Дебет

      Кредит

      Сумма обязательств, принятых по контракту, заключенному по итогам осуществления конкурентных способов определения поставщиков, исполнителей, подрядчиков

      0 502 07 000

      0 502 01 000

      Операция в иных случаях принятия обязательств

      0 506 00 000

      0 502 01 000

      Суммы, принятые учреждением за счет ранее сформированных отложенных обязательств

      0 502 09 000

      0 502 01 000

      Как правильно составлять любые бухгалтерские проводки, читайте в статье «Проводки в бухгалтерском учете: что это и как используется».

      Начиная с 2020 года, по-новому ведут учет земельных участков в бюджетном учреждении — в 2022 году организации госсектора формируют такие проводки (инструкции № 157н, № 162н, № 174н, № 183н):

      • увеличение балансовой (кадастровой) стоимости земельного участка — Дт 0 103 11 330, 0 103 91 330 Кт 0 401 10 176;
      • уменьшение балансовой (кадастровой) стоимости земельного участка — Дт 0 401 10 176 Кт 0 103 11 430, 0 103 91 430;
      • выбытие разделенного земельного участка и списание ранее начисленного убытка от обесценения земли — Дт 0 401 10 172 Кт 0 103 11 430, а затем Дт 0 114 71 432 Кт 0 401 10 172.

      Бухгалтерские проводки по расчетам с учредителями в бюджетном учреждении в 2022 году и в КУ формируют через счет 210.06 «Расчеты с учредителями». К примеру, корректировку расчетов по особо ценному имуществу (ОЦИ) проводят так:

      • Дт 4 401 10 172 Кт 210 06 660;
      • кредит ОЦИ.

      А вот какие проводки невыясненных поступлений в бюджетном учреждении в 2022 году — при поступлении невыясненной суммы на счет (по КОСГУ 181):

      • Дт 0 201 11 510 Кт 0 205 82 660;
      • увеличение забалансового счета 17.

      При выяснении проведите обратную запись — Дт 0 205 82 560 Кт 0 201 11 610 и уменьшение забалансового счета 17.

      Казенные учреждения ведут учет невыясненных поступлений на других счетах — 1 210 82 000 и 1 210 92 000. Проводка для невыясненного платежа — Дт 121002181 Кт 120581660. При уточнении платежа сделайте обратную проводку.

      План счетов

      В инструкцию 162н внесены изменения Приказом № 246н от 28.10.2020. Вот актуальная таблица плана счетов казенного учреждения на 2022 год, используйте ее в работе.

      Наименование счета Номер счета
      код
      аналитический по БК вида деятельности синтетического учета аналитический по КОСГУ
      объекта учета группы вида
      номер разряда счета
      1-17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
      1 2
      БАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА
      Раздел 1. НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0
      Основные средства 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0
      Основные средства — недвижимое имущество учреждения 0 0 1 0 1 1 0 0 0 0
      Увеличение стоимости жилых помещений — недвижимого имущества учреждения 0 0 1 0 1 1 1 0 0 0
      Уменьшение стоимости жилых помещений — недвижимого имущества учреждения 0 0 1 0 1 1 1 3 1 0
      Основные средства — иное движимое имущество учреждения 0 0 1 0 1 3 0 0 0 0
      Нематериальные активы 0 0 1 0 2 0 0 0 0 0
      Непроизведенные активы 0 0 1 0 3 0 0 0 0 0
      Земля — недвижимое имущество учреждения 0 0 1 0 3 1 1 0 0 0
      Амортизация 0 0 1 0 4 0 0 0 0 0
      Амортизация недвижимого имущества учреждения 0 0 1 0 4 1 0 0 0 0
      Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений) — недвижимого имущества учреждения 0 0 1 0 4 1 2 0 0 0
      РАЗДЕЛ 2. ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ 0 0 2 0 0 0 0 0 0 0
      Денежные средства учреждения 0 0 2 0 1 0 0 0 0 0
      Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе Казначейства 0 0 2 0 1 1 1 0 0 0
      Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе Казначейства 0 0 2 0 1 1 1 5 1 0
      Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе Казначейства 0 0 2 0 1 1 1 6 1 0
      Денежные средства учреждения в кредитной организации 0 0 2 0 1 2 0 0 0 0
      РАЗДЕЛ 3. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 0 0 3 0 0 0 0 0 0 0
      Расчеты по долговым обязательствам в рублях 0 0 3 0 1 0 0 0 0 0
      Расчеты по принятым обязательствам 0 0 3 0 2 1 1 0 0 0
      Расчеты по заработной плате 0 0 3 0 2 1 1 0 0 0
      Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда 0 0 3 0 2 1 3 0 0 0
      Расчеты по работам, услугам 0 0 3 0 2 2 0 0 0 0

      Отчетность казенного учреждения в 2022 году

      Полный состав бюджетной отчетности за 2021 год для казенных учреждений установлен Приказом Минфина № 191н.

      С особенностями составления отчетных форм и актуальными бланками ознакомьтесь в статье «Как отчитываются бухгалтеры бюджетных организаций».

      По Приказу 191н, в состав годовой отчетности казенного учреждения за 2022 год входят:

      • ф. 0503110 — справка по заключению счетов бюджетного учета;
      • ф. 0503117 — отчет об исполнении бюджета;
      • ф. 0503120 — баланс исполнения бюджета;
      • ф. 0503121 — отчет о финансовых результатах;
      • ф. 0503123 — отчет о движении денежных средств;
      • ф. 0503124 — отчет о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств;
      • ф. 0503125 — справка по консолидируемым расчетам;
      • ф. 0503130 — баланс;
      • ф. 0503160 — пояснительная записка.

      Форма пояснительной записки (ф. 0503160) состоит из пяти разделов:

      1. Организационная структура субъекта бюджетной отчетности (БО).
      2. Результаты деятельности субъекта БО.
      3. Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом БО.
      4. Анализ показателей финансовой отчетности субъекта БО.
      5. Прочие вопросы деятельности субъекта БО.

      Каждый из разделов отчета содержит в себе специальные табличные формы и текстовую часть — пояснения к показателям годовой отчетности.

      ВАЖНО!
      Распорядитель бюджетных средств вправе установить дополнительные отчетные формы, детализированную информацию и отраслевые требования по формированию пояснительной записки. Требования доводят до казенщиков отдельным распорядительным актом.
      Об авторе статьи
      Задорожнева Александра
      Задорожнева Александра
      Бухгалтер

      В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

      Распечатать
      Поделитесь с друзьями:
      Вместе с эти материалом часто ищут:
      Оплата выходных в командировке — это гарантированная сумма выплат, которая причитается командированному сотруднику, если ему пришлось трудиться еще и в нерабочие дни. Правила для расчетов закреплены в трудовом законодательстве.
      8 августа 2019

      Командировочные расходы — это отдельный вид затрат учреждения, которые направлены на то, чтобы компенсировать издержки сотрудника, направленного в командировку. Расскажем, какие расходы считать командировочными и какими документами оформить аванс на поездку.

      19 февраля 2019

      Увеличение МРОТ в 2023 г. по регионам — от 16 242 рублей на федеральном уровне и выше в некоторых субъектах. Платить зарплату ниже минималки запрещено Трудовым кодексом РФ.

      26 января 2023

      Реквизиты для оплаты — это:

      • номер и дата;
      • ИНН, КПП, банк плательщика и получателя;
      • расчетный и корреспондентский счета;
      • сумма к перечислению;
      • КБК для бюджетных переводов.
      2 февраля 2022