Особенности организации учета
Все условия и правила осуществления взаиморасчетов должны быть закреплены в договорах, соглашениях и контрактах на реализацию (поставку) товаров, работ или услуг. Однако это не единственное, на что следует обратить внимание. Составление договора, отвечающего требованиям всех сторон, доверьте юридическому отделу. А вот порядок отражения операций по взаиморасчетам с покупателями или заказчиками отразите в учетной политике.
Что и как прописать:
- Определите, на каких счетах их рабочего плана счетов будет вестись бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками. Например, в некоммерческой организации для таких операций применяют счет 62, а в бюджетном учреждении 0 205 00 000.
- Помимо бухсчетов, закрепите, как часто будут проводиться встречные сверки взаиморасчетов со сторонними компаниями, а также в каком порядке будет проводиться инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности.
- Если организация принимает оплату наличкой, то необходимо организовать ведение кассовой дисциплины. О том, как правильно это сделать, читайте в отдельной статье «Как вести учет наличных денежных средств».
- При применении онлайн-касс и прочей контрольно-кассовой техники для регистрации взаиморасчетов также отразите порядок в учетной политике. Подробнее в материале «Новое в кассовой дисциплине: как избежать штрафов».
Учитывайте специфику деятельности и особенности учета в организации при отражении правил расчета с покупателями в учетной политике.
Бухучет: как вести
Взаиморасчеты с покупателями отражаются на активно-пассивном счете 62. Для разных видов операций предусмотрены специальные субсчета. Так, например, для общих операций используют субсчет 62-01, по авансовым перечислениям — 62-02, расчеты по векселям аккумулируют на 62-03, а вот валютные операции регистрируйте на 62-21 или 62-22, в условных единицах — 62-31 или 62-32. Для иных исключительных расчетов допустимо открытие иных субсчетов.
Бухучет следует дополнительно детализировать, что позволит сократить количество ошибок. Аналитику ведите в разрезе следующих показателей:
- по документам, срок оплаты которых еще не наступил;
- по счетам с просроченными сроками оплаты;
- в разрезе полученных авансовых платежей;
- отдельно по векселям, просроченным, неоплаченным и дисконтированным в банк.
Как составить типовые проводки
Расчеты с покупателями и заказчиками, проводки для НКО:
Операция |
Дебет |
Кредит |
---|---|---|
Товарно-материальные ценности отгружены покупателю |
62-01 |
90-01 |
Отражен НДС |
90-03 |
68 |
Поступила оплата за отгруженные ТМЦ |
50 51 52 |
62 |
Поступил аванс за будущую реализацию имущества |
50 51 52 |
62-02 |
Реализация имущества выполнена |
62-01 |
91-01 |
Произведен зачет авансового платежа по реализации имущества |
62-02 |
62-01 |
Излишне перечисленный аванс возвращен заказчикам |
62-02 |
50 51 52 |
Расчеты с покупателями, проводки для бюджетного учреждения:
Операция |
Дебет |
Кредит |
---|---|---|
Начислен доход от оказания платных услуг |
2 205 30 000 |
2 401 10 000 |
Поступила оплата (аванс) за платные услуги |
2 201 11 000 |
2 205 30 000 |
Отметим, что при зачислении авансового платежа за платные услуги в бюджетном учреждении по счету 0 205 00 000 образуется кредитовый остаток. Если на конец отчетного периода услуга не была оказана, то кредитовое сальдо отражайте в активе баланса со знаком минус.