Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками в 2019 году
Ни дня без инструкций
Поиск
Ни дня без инструкций
Бухгалтерия

Как вести бухучет расчетов с клиентами

Учет расчетов с клиентами — это задача, которая имеет нюансы. Бюджетные учреждения и некоммерческие организации не ставят получение прибыли в ряд основных целей. Однако операции по реализации некоторых видов товаров, работ или услуг не являются исключением. В статье расскажем, как правильно организовать бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками.
Содержание

Особенности организации учета

Все условия и правила осуществления взаиморасчетов должны быть закреплены в договорах, соглашениях и контрактах на реализацию (поставку) товаров, работ или услуг. Однако это не единственное, на что следует обратить внимание. Составление договора, отвечающего требованиям всех сторон, доверьте юридическому отделу. А вот порядок отражения операций по взаиморасчетам с покупателями или заказчиками отразите в учетной политике.

Что и как прописать:

  1. Определите, на каких счетах их рабочего плана счетов будет вестись бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками. Например, в некоммерческой организации для таких операций применяют счет 62, а в бюджетном учреждении 0 205 00 000.
  2. Помимо бухсчетов, закрепите, как часто будут проводиться встречные сверки взаиморасчетов со сторонними компаниями, а также в каком порядке будет проводиться инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности.
  3. Если организация принимает оплату наличкой, то необходимо организовать ведение кассовой дисциплины. О том, как правильно это сделать, читайте в отдельной статье «Как вести учет наличных денежных средств».
  4. При применении онлайн-касс и прочей контрольно-кассовой техники для регистрации взаиморасчетов также отразите порядок в учетной политике. Подробнее в материале «Новое в кассовой дисциплине: как избежать штрафов».

Учитывайте специфику деятельности и особенности учета в организации при отражении правил расчета с покупателями в учетной политике.

Бухучет: как вести

Взаиморасчеты с покупателями отражаются на активно-пассивном счете 62. Для разных видов операций предусмотрены специальные субсчета. Так, например, для общих операций используют субсчет 62-01, по авансовым перечислениям — 62-02, расчеты по векселям аккумулируют на 62-03, а вот валютные операции регистрируйте на 62-21 или 62-22, в условных единицах — 62-31 или 62-32. Для иных исключительных расчетов допустимо открытие иных субсчетов.

Бухучет следует дополнительно детализировать, что позволит сократить количество ошибок. Аналитику ведите в разрезе следующих показателей:

  • по документам, срок оплаты которых еще не наступил;
  • по счетам с просроченными сроками оплаты;
  • в разрезе полученных авансовых платежей;
  • отдельно по векселям, просроченным, неоплаченным и дисконтированным в банк.

Как составить типовые проводки

Расчеты с покупателями и заказчиками, проводки для НКО:

Операция

Дебет

Кредит

Товарно-материальные ценности отгружены покупателю

62-01

90-01

Отражен НДС

90-03

68

Поступила оплата за отгруженные ТМЦ

50

51

52

62

Поступил аванс за будущую реализацию имущества

50

51

52

62-02

Реализация имущества выполнена

62-01

91-01

Произведен зачет авансового платежа по реализации имущества

62-02

62-01

Излишне перечисленный аванс возвращен заказчикам

62-02

50

51

52

Расчеты с покупателями, проводки для бюджетного учреждения:

Операция

Дебет

Кредит

Начислен доход от оказания платных услуг

2 205 30 000

2 401 10 000

Поступила оплата (аванс) за платные услуги

2 201 11 000

2 205 30 000

Отметим, что при зачислении авансового платежа за платные услуги в бюджетном учреждении по счету 0 205 00 000 образуется кредитовый остаток. Если на конец отчетного периода услуга не была оказана, то кредитовое сальдо отражайте в активе баланса со знаком минус.

Об авторе статьи
Евдокимова Наталья
Евдокимова Наталья
Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Распечатать
Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!
Поделитесь с друзьями:
Вместе с эти материалом часто ищут:
Учет расчетов с поставщиками и покупателями — это порядок отражения фактов хозяйственной деятельности учреждения в части приобретения товаров, работ, услуг и их реализации. Говоря по-простому, — отражение дебиторской или кредиторской задолженности. Разберемся в правилах для бюджетных организаций.
29 апреля 2019
Непрофильные активы — это ресурсы, которые не используются в процессе производства и реализации продукции и не участвуют в основных видах деятельности предприятия. Каковы основные принципы управления ими, и как организовать их продажу, расскажем в статье.
14 октября 2018

Учет расчетов с учредителями — это сбор и обобщение финансово-бухгалтерской информации обо всех видах взаиморасчетов, производимых с учредителями предприятия. Как производится бухгалтерский учет таких расчетов, расскажем в статье.

21 августа 2018

Регистры бухгалтерского учета — это специальные документы, предназначенные для систематизации, накопления и обобщения информации о финансовой и хозяйственной деятельности. К ним относят:

  • книги;
  • журналы;
  • ведомости;
  • карточки и др.
10 ноября 2022