Прочие расходы и доходы 2019: проводки в бухгалтерском учете
Ни дня без инструкций
Поиск
Ни дня без инструкций
Бухгалтерия

Как вести учет прочих доходов и расходов

Затраты, которые бюджетная организация направляет на осуществление деятельности, указанной в учредительных документах, относятся к основным расходам. Остальные траты в бухучете отражаются отдельно. То же касается и доходов, которые получены от прочей деятельности. В статье расскажем, как организовать достоверный учет прочих доходов и расходов.

Характеристика прочих доходов, прочих расходов

Прочие доходы — это совокупность денежных и материальных поступлений в пользу компании, которые были получены за оказание работ либо услуг, а также при реализации товарно-материальных ценностей. Однако такие виды деятельности нельзя отнести к основным.

Прочие расходы в бухгалтерском учете — это траты компании, которые направлены на осуществление операций, не связанных с обычными видами деятельности.

Напомним, что основная (обычная) деятельность (ОД) организации закреплена в уставе, а также в других учредительных документах. Ключевая характеристика ОД: деятельность, ради которой и было создано предприятие.

Определим, какие поступления и траты нельзя отнести в состав основных:

Прочие доходы включают в себя:

К прочим расходам относят:

  1. Поступления средств в результате реализации имущественных активов и товарно-материальных ценностей.
  2. Прибыль, полученная по договорам простого товарищества, по совместной деятельности.
  3. Поступающие штрафы, неустойки за нарушение условий договора партнерами.
  4. Положительные курсовые разницы.
  5. Проценты, уплаченные сторонними организациями или физлицами, за пользование заемными капиталами (проценты по договору займа).
  6. Безвозмездные передачи активов (объектов основных средств, ТМЦ, готовой продукции, НМА), в том числе и по договорам дарения.
  7. Положительные значения, полученные при переоценке активов компании.
  8. Поступление средств в счет возмещения убытков, порчи имущества, недостач.
  9. Иные доходные операции.
  1. Траты компании, связанные с выбытием и реализацией активов (основных средств, материально-производственных запасов).
  2. Оплата банковских услуг либо услуг кредитных организаций. Например, оплата процентов по кредитному договору.
  3. Уплата начисленных неустоек, пеней, штрафов в пользу партнеров по нарушениям условий соглашений, контрактов, договоров.
  4. Отрицательные курсовые разницы.
  5. Отчисления, связанные с формированием резервных фондов. Например, на создание резерва по сомнительным долгам.
  6. Уценка основных фондов организации и иных активов.
  7. Возмещение убытков третьих лиц, причиненных по вине экономического субъекта.
  8. Иные расходы компании.

Отметим, что действующее законодательство регламентирует порядок признания операций в составе прочих доходов и расходов. Так, например, п. 15-16 ПБУ 9/99 устанавливают, какие поступления могут быть отнесены в состав ПД. А вот п. 16-19 ПБУ 10/99 действуют для включения затрат в состав ПР.

Как отражать в учете

В соответствии с Приказом Минфина № 94н, для отражения прочих операций используется специальный счет бухгалтерского учета — 91. К данному бухсчету предусмотрено открытие отдельных субсчетов:

  • 91-1 — для отражения доходных операций;
  • 91-2 — для учета затратных операций;
  • 91-9 — итоговое сальдо.

В течение всего календарного года итоги по субсчетам 91-1 и 91-2 не списываются и не объединяются. То есть итоги учитываются отдельно по каждому субсчету. И только по завершению финансового года данные бухгалтерского учета подлежат списанию.

Типовые проводки по отражению прочих операций:

Операция

Дебет

Кредит

Отражены доходные поступления от реализации ОС

62

91-1

Остаточная стоимость списанного объекта основных средств учтена в составе ПР

91-2

01

Просроченная кредиторская задолженность списана

60

91-1

Отражена отрицательная курсовая разница

91-2

52

Признана неустойка за нарушение условий договора

91-2

76

Излишки МПЗ оприходованы по результатам инвентаризации

10

91-1

Как списывать

Списываются прочие доходы и расходы проводкой

Дт 91-1 Кт 91-9.

А вот чтобы списать прочие расходы, проводка составляется следующая:

Дт 91-9 Кт 91-2.

Итоговое сальдо, сформированное по субсчету 91-9, подлежит списанию на счет 99 «Прибыли и убытки». Однако бухгалтерская запись зависит от того, какое арифметическое значение было получено при отнесении прочих расходов и доходов на субсчет итогового сальдо.

Иными словами, если годовые обороты по прочим доходам превысили сумму годовых прочих трат, то в бухучете формируется запись:

Дт 91-9 Кт 99.

В случае превышения расходной части над доходной бухгалтер составляет обратную проводку:

Дт 99 Кт 91-9.

Данные бухгалтерские записи составляются непосредственно перед реформацией баланса и иной финансовой отчетности.

Об авторе статьи
Евдокимова Наталья
Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Распечатать
Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!
Поделитесь с друзьями:
Вместе с эти материалом часто ищут:
Расходы и доходы от обычных видов деятельности — это поступления и затраты организации, которые образуются в результате ведения основных видов деятельности. Что к ним относится и как вести их бухгалтерский учет, расскажем в статье.
20 августа 2018
Финансово-хозяйственная деятельность организации характеризуется доходами и расходами. Разберем, что представляет собой чистый операционный доход, формула и особенности его определения.
4 апреля 2019

Генпрокуратура опубликовала сводный план проверок на 2020 год. Рассказываем, кому и когда ждать ревизоров, а также как правильно подготовиться к проверке.

15 января 2018
Оплата командировки — это лимитированные выплаты, гарантированные Трудовым кодексом. Расскажем, как оплачиваются командировочные дни в 2020 году. Определим ключевые условия для бюджетной организации, а также рассмотрим, что изменилось, в сравнении с прошлыми периодами.
31 марта 2019