Учетная политика (УП) применяется на предприятии последовательно из года в год. Но возникают ситуации, когда необходимо вносить изменения. Рассмотрим причины, по которым может понадобится обновить такой документ, а также порядок их оформления.
Когда компания вправе изменить учетную политику
Под таким изменением подразумевается корректировка уже имеющихся методов учета. Причиной этого может быть:
- Разработка и внедрение новых способов ведения учета. Эти нововведения оправданы в том случае, если повышают достоверность и качество информации, либо уменьшают трудоемкость процесса. Например, компания переходит на электронный документооборот с поставщиками и покупателями.
- Нововведения в законодательстве. Например, компания применяет метод учета, который отменяется на законодательном уровне. В этой ситуации, также необходимо внести поправки.
- Смена условий деятельности. Изменение учетной политики организации может быть следствием реорганизации предприятия, смены собственника или смены вида деятельности. Допустим, организация меняет сферу деятельности с торговли на строительство, что необходимо отразить в документе.
Когда нововведения вступают в силу
Если изменяются методы учета по инициативе бюджетной организации, нововведения вступают в силу с начала следующего года (ч. 7 ст. 8 Закона №402-ФЗ от 06.12.2011).
Если вносятся поправки в закон, то корректировки вступают в силу тогда, когда вступает в действие новый правовой акт.
В бухгалтерской отчетности раскройте и поясните все новые положения УП, если эти поправки существенно повлияли на финансовый результат организации (п. 16 ПБУ 1/2008).
В пояснениях требуется указать:
- почему поменялась содержание документа в отчетном году. Например, смена способа списания ТМЦ (так как это привело к увеличению достоверности информации), номер закона, вступление силу которого повлекло поправки или смена деятельности компании;
- какие именно корректировки внесены;
- как отражаются последствия сделанных корректировок в отчетности;
- суммы корректировок, связанных с нововведениями. Если компания не является субъектом малого предпринимательства, то необходимо также сделать ретроспективный расчет.
Оцените возможность такого пересчета и период. Если перерасчет сделать достоверно невозможно, то примените новый способ учета перспективно.
Как оформить нововведения
Изменение учетной политики должно вводится приказом руководителя бюджетной организации.
В документе укажите причины и пункты, которые меняете.
Приведем образец внесения изменений в учетную политику, сделанных в связи с изменениями в законодательстве — например, вступил в силу новый приказ Минфина.

Как внести дополнения
Случается, что в течение года компании возникают новые операции, методы учета которых не отражены в учетной политике. Например организация, которая выполняла услуги, начала продавать покупные товары, и новый порядок учета товаров необходимо отразить в документе. В этом случает его дополняют (п. 10 ПБУ 1/2008).
Такие дополнения вводятся аналогично любым другим изменениям. Вносить их можно в любое время, в том числе и в середине года.
Разберем на примере внесение дополнений в УП. Организация впервые привлекла заемные средства, в учетной политике порядок учета займов не отражен. Приказом были внесены дополнения.
