Что такое контролируемая иностранная компания
КИК признается зарубежная организация или структура без образования юрлица, контроль за которой принадлежит физическому или юридическому лицу — резиденту РФ.
Под иностранной структурой БОЮЛ понимается созданная в соответствии с законодательством другого государства форма организации деятельности без образования юрлица, одной из целей которой является получение дохода в интересах своих участников (абз. 7 п. 2 ст. 11 НК РФ).
При сомнениях в статусе зарубежной фирмы Минфин России предлагает рассматривать ее в качестве иностранной компании (п. 1 письма от 21.02.2019 № 03-12-12/2/11427, п. 2 письма от 10.02.2017 № 03-12-11/2/7395).
Регулирование КИК было введено ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 24.11.2014 № 376-ФЗ, который в народе прозвали законом о контролируемых иностранных компаниях 376-ФЗ, или законом о деоффшоризации. Правовой акт направлен на регулирование вопросов, связанных со статусом и налогообложением зарубежных компаний.
Кто признается «контролирующим лицом» контролируемой иностранной компании
Контролирующими лицами зарубежной компании вправе выступать граждане и организации — резиденты РФ. У одной заграничной организации или структуры может быть несколько контролирующих лиц.
Есть несколько вариантов оснований для оценки их таковыми:
- участие в установленных долях в компаниях;
- учреждение иностранных структур;
- осуществление контроля.
Для организаций и структур условия признания лиц контролирующими различаются.
Для заграничной организации резидент РФ признается контролирующим в случае:
- наличия доли в этой организации более 25 %;
- наличия доли более 10 %, при общей доле участия более 50 % всех налоговых резидентов РФ в этой фирме. Важно, что для гражданина размер участия определяется как сумма его доли и доли супруга и несовершеннолетних детей (п. 3 ст. 25.13 НК РФ);
- обладания контролем над организацией в своих интересах или интересах супруги и несовершеннолетних детей (п. 6 ст. 25.13 НК РФ).
Контроль выражается в виде оказания или возможности оказания определяющего влияния на решения, принимаемые такой иностранной организацией, по вопросу распределения прибыли (дохода) после налогообложения (п. 7 ст. 25.13 НК РФ). Минфин России считает, что требуется принимать во внимание любые возможности, которые оказывают такое влияние, например право блокировать решения по распределению прибыли после налогообложения вне зависимости от доли участия такого субъекта в организации (письмо от 20.06.2017 № 03-12-11/2/38303).
В отношении иностранной структуры лицо расценивается контролирующим, когда:
- Является учредителем (основателем) (п. 9 ст. 25.13 НК РФ), за исключением вариантов, описанных в п. 10, 11 ст. 25.13 НК РФ.
- Не является основателем, но одновременно имеет контроль и вправе: рассчитывать на доход, который получает структура, либо определять судьбу ее имущества, либо рассчитывать на ее имущество при прекращении ее деятельности (п. 12 ст. 25.13 НК РФ, письмо Минфина России от 11.08.2017 № 03-12-12/2/52171).
Контроль над структурой выражается как в непосредственном управлении и принятии решений субъектом — резидентом РФ в отношении распределения полученного дохода после налогообложения, так и в возможности оказания такого влияния на принимаемые решения (п. 8 ст. 25.13 НК РФ). Принимать во внимание рекомендуется любые особенности отношений с таким субъектом (письмо Минфина от 20.05.2019 № 03-12-12/2/36124).
Если личным законом заграничных юридических лиц не предусматривается участие через доли, то регулирование вопроса оценки резидента РФ как контролирующего осуществляется по нормам для иностранных структур (п. 15 ст. 25.13 НК РФ). При этом Минфин рекомендует учитывать весь объем получаемых субъектом прав и полномочий для каждого случая с учетом законодательных, уставных и иных документов (п. 3 Письма от 10.02.2017 № 03-12-11/2/7395).
Подача уведомления о КИК
Субъект, контролирующий КИК, отчитывается через направление уведомления об участии/учреждении иностранных компаний и уведомления о контролируемых иностранных компаниях (п. 3.1 ст. 23, п. 1 ст. 25.14 НК РФ).
Уведомление об участии подается в налоговый орган независимо от того, расценивается такая иностранная организация или структура как контролируемая. Уведомление следует подать в следующих случаях:
- Наличие доли в иностранной организации более 10 % (пп. 1 п. 3.1 ст. 23 НК РФ).
- Учреждена иностранная структура (пп. 2 п. 3.1 ст. 23 НК РФ).
Уведомление о КИК подается в налоговый орган контролирующим лицом независимо от размера дохода, полученного в виде прибыли соответствующих КИК, и даже от его наличия (Информация ФНС России, письма Минфина России от 13.11.2020 № 03-12-12/2/99128, от 18.02.2019 № 03-12-11/2/10129, п. 7 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых в IV квартале 2018 г.).
Уведомление требуется подать в следующие сроки (п. 2 ст. 25.14 НК РФ):
- организациям — не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующий субъект признает такой доход либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток КИК. Пример. Компания —резидент РФ создала иностранную организацию, где владеет всей долей, весной 2019, в 2020 году подготовила финансовые и аудиторские документы по результатам 2019 года, бумаги датированы от 2020 года. Таким образом, подать уведомление компания — резидент РФ обязана до 20.03.2021. Но 20.03.2021 — суббота, последним днем в этом случае является 22.03.2021 как ближайший рабочий день. Другой пример. Организация — резидент РФ зимой в 2021 году приобрела долю (60 %) в участии в иностранной организации, которая была создана ранее, например в 2019 году. В 2021 году у российской фирмы есть возможность влияния на принятие решений о распределении дохода за 2020 год. Уведомление подается до 21.03.2022, так как 20 марта 2022 года — воскресенье.
- физлицам — не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, указанным для юрлиц. Если такое число выпало на выходной (нерабочий) день, то окончание срока переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Например, в 2022 году последним днем для подачи информации является четвертое мая.
Уведомление о КИК представляют (п. 4 нормы 25.14 НК РФ):
- крупнейшие налогоплательщики — по месту учета в качестве таковых;
- остальные компании и граждане — по месту нахождения (жительства).
Формат и форма уведомления о контролируемых иностранных организациях, порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 19.07.2021 № ЕД-7-13/671@. Следует заполнять только те листы, для которых есть на это основания.

Способ направления формы зависит от того, кем является контролирующее лицо (п. 4 нормы 25.14 НК РФ):
- организации — только в электронном виде;
- физлица — как в электронном, так и в бумажном виде.
Физлица вправе сформировать и направить документ через личный кабинет на сайте ФНС. В нем остаются данные о ранее заявленных КИК, повторно заполнять основную информацию о них не потребуется.
Контролирующий субъект привлекается к ответственности, если (п. 1 ст. 129.6 НК РФ):
- уведомление не представлено в установленный срок;
- представленное уведомление содержит недостоверные сведения.
Наказание предусмотрено в виде штрафа в размере 500 000 руб. по каждой КИК, информация по которой не направлена или является недостоверной.
При каких условиях резидент РФ освобождается от ответственности:
- если не знал, что доля участия всех налоговых резидентов РФ в КИК превысила 50 % (если признан контролирующим лицом по основанию пп. 2 п. 3 ст. 25.13 НК РФ), и способен это подтвердить. Такое лицо освобождается от ответственности за непредставление уведомления о КИК, если подаст его в срок, указанный в требовании налогового органа (п. 10, 11 нормы 25.14 НК РФ);
- подал уточненное уведомление до момента, когда узнал, что инспекция установила факт отражения в уведомлении недостоверных сведений (п. 7 нормы 25.14 НК РФ).
В некоторых случаях от подачи уведомления субъекты освобождаются. Это допускается, если контролирующее лицо прекратило участие в КИК до даты, на которую определяется его доля в прибыли КИК, например:
- при ликвидации КИК (письма Минфина России от 26.06.2018 № 03-12-12/2/44046, от 31.03.2017 № 03-12-12/2/18859);
- продаже доли (полностью или в части, при которой лицо перестает являться контролирующим) (письмо Минфина России от 10.02.2017 № 03-12-11/2/7395).