Бесплатно найти и скачать образцы этого документа в КонсультантПлюс
Скачать Приказ Минфина № 85н от 06.06.2019 (КБК и КВР) в редакции от 28.09.2020
Скачать Приказ Минфина № 209н от 29.11.2017 (ред. от 29.09.2020)
Скачать таблицу соответствия КВР и КОСГУ на 2022 год для бюджетных учреждений
Скачать сопоставительную таблицу видов расходов КОСГУ по 209н с изменениями на 2022 год
Что изменится в 2022 году
В 2022 году бюджетная классификация видов расходов на 2022 год по 209н по сути не меняется. Приказ Минфина № 133н от 24.09.2021 вносит коррективы в порядок применения КОСГУ.
Как только Приказ № 133н зарегистрируют в Минюсте, бухгалтерам придется проводить ряд операций по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:
- 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
- 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
- 256 — перечисление средств международным государствам.
Подробнее: правила применения КОСГУ изменят с 2022 года
Что изменили в 2021 году
Еще в 2021 Министерство финансов РФ ввело новые статьи расходов бюджетной классификации на 2022 год — 246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем» и 247 «Закупка энергетических ресурсов» (п. 48.2.4.6 Порядка № 85н).
Регламент 2021 года дополнен увязками:
- КВР 122 и подстатья 296 в части возмещения должностным лицам ущерба, причиненного их имуществу в связи со служебной деятельностью;
- КВР 730 и подстатья 730 в части бюджетных кредитов, привлеченных от РФ в инвалюте в рамках использования целевых иностранных кредитов.
Некоторые увязки КВР и КОСГУ полностью исключили с 01.01.2021. Например, КВР 123 и подстатью 212 КОСГУ, КВР 313 и подстатьи 265-266, шифр вида расходов 323 и подстатьи КОСГУ 220, 261 и 300 больше не применяют в бюджетном учете.
Кроме того, в 2021 ввели новые подстатьи КОСГУ и сформировали обновленные группировки по категориям лиц и подстатей по увеличению или уменьшению задолженности по заимствованиям, стоимости финансовых активов, дебиторской и кредиторской задолженности (Приказ Минфина № 222н от 29.09.2020):
- 136 — для учета доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, ее применяют для поступления средств при возврате бюджетными и автономными учреждениями субсидий по невыполненному муниципальному заданию;
- 139 — для учета доходов от возмещения ФСС расходов страхователей на предупредительные меры по сокращению профзаболеваний, травматизма, на ней же учитываются и затраты на санаторно-курортное лечение;
- подстатьи статьи 190 теперь не используют для учета кассовых поступлений и выбытий.
Что менялось в 2020 году
В 2020 в кодификаторы добавили такие увязки:
Код вида расхода |
Классификатор операций СГУ |
Комментарий |
---|---|---|
122 |
221 |
Увязка разрешена, например, для выплат компенсаций стоимости сотовой связи подчиненным |
243 |
229 и 299 |
Условия в части признания затрат по капитальному ремонту и капвложениям |
454 и 455 |
530 |
Применяйте КВР 454 в увязке со статьей 530 «Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов» (п. 13.3 Порядка № 209н, п. 48.4.4.4 Порядка № 85н) |
613, 623, 634, 814 |
297 |
Новое условие применяется к выплатам денежных премий по результатам проводимых смотров-конкурсов |
Кроме того, чиновники уточнили, что при отражении расходов на ФОТ осужденных, трудоустроенных в учреждениях ФСИН РФ допустимо использовать увязку КВР 111 с подстатьей 211. При выплате пособий за первые три дня больничного в пользу указанной группы трудящихся применяют увязку КВР 111 и подстатью 266.
Как не пропустить важные изменения
Следите за изменениями в работе с помощью КонсультантПлюс. Настройте индивидуальный профиль и получайте уведомления о новостях и поправках сразу, как они появляются. Инструкции в системе обновляются сразу после изменений и всегда актуальны. Попробуйте бесплатно 2 дня!

Единый регламент работы
Получатели бюджетных средств, такие как главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), казенные, бюджетные и автономные учреждения, обязаны вести учет, составлять планы и отчетность по единым нормам и в соответствии с требованиями законодательства. Перечень требований и правил применения специальных кодов, определяющих соответствующие значения бюджетного (бухгалтерского) счета, устанавливаются Минфином для всех участников процесса.
Алгоритм работы в части формирования кодов бюджетной классификации установлен в Приказе Минфина № 85н от 06.06.2019: виды расходов КОСГУ обновили после вступления в силу Приказа Минфина № 75н от 08.06.2021. Нормативом обновлен порядок применения КВР для бюджетных учреждений — бухгалтеры-бюджетники обязаны работать по-новому.
Кроме того, законодатели скорректировали правила формирования КОСГУ. Утвержден новый Приказ Минфина № 209н от 29.11.2017 (ред. от 29.09.2020). Работать по старым алгоритмам недопустимо.
Бухгалтеру бюджетной сферы следует обратить особое внимание на обновленные регламенты — виды расходов, КОСГУ по Приказу № 65н неактуальны. Необходимо работать по Приказам № 85н и № 209н. Применение в учете устаревших кодов не допускается, в противном случае руководителя привлекут к ответственности.
Понятие КОСГУ
По бюджетным нормативам, расшифровка КОСГУ — это классификация операций сектора государственного управления. Трехзначный шифр — это часть классификации счета, которая позволяет группировать затраты госсектора в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции. Кодификатор включает в себя группу, статью и подстатью.
С 2016 года коды КОСГУ не применяются получателями средств при формировании планов доходов и расходов, но используются в учете и отчетности. В 2022 году необходимо применять их для учреждений и организаций государственного сектора при составлении рабочего плана счетов, ведении учета и отчетности. В Приказе № 209н указано, что такое КОСГУ в бухгалтерии, — коды для оперативного учета в бюджетном учреждении. Порядок утверждения плана счетов бюджетного учета закреплен в Приказе Минфина № 162н (в ред. от 28.12.2018).

Кодификатор операций сектора госуправления представляет собой следующие группировки:
Группа кодов | Справочник КОСГУ на 2022 |
---|---|
100 |
Доходы |
110 — налоговые доходы |
|
111 — налоги |
|
112 — госпошлины |
|
130 — доходы от оказания платных услуг |
|
180 — прочие |
|
200 |
Расходы |
211 — зарплата |
|
213 — начисления на заработную плату |
|
221 — услуги связи |
|
222 — транспортные услуги |
|
223 — коммунальные услуги |
|
224 — аренда за использование имущества |
|
225 — работы и услуги по содержанию имущества |
|
226 — прочие работы и услуги |
|
228: расшифровка КОСГУ 228 в 2022 году для бюджетных учреждений — услуги для целей капитальных вложений |
|
290 — прочие расходы |
|
300 |
Поступление нефинансовых активов (НА) |
310: расшифровка КОСГУ 310 в 2022 году для бюджетных учреждений — увеличение стоимости основных средств |
|
320 — увеличение стоимости нематериальных активов |
|
330 — увеличение стоимости непроизведенных активов |
|
340 — увеличение стоимости материальных запасов |
|
341: расшифровка КОСГУ 341 в 2022 году для бюджетных учреждений — увеличение стоимости лекарственных препаратов |
|
400 |
Выбытие НА |
410 — уменьшение стоимости основных средств |
|
411 — амортизация основных средств |
|
420 — уменьшение стоимости нематериальных активов |
|
430 — уменьшение стоимости непроизведенных активов |
|
440 — уменьшение стоимости материальных запасов |
|
500 |
Поступление финансовых активов (ФА) |
510 — поступление денежных средств и их эквивалентов |
|
520 — увеличение стоимости ценных бумаг |
|
530 — увеличение стоимости акций |
|
600 |
Выбытие ФА |
610 — выбытие денежных средств |
|
620 — уменьшение стоимости ценных бумаг |
|
630 — уменьшение стоимости акций |
|
700 |
Увеличение обязательств |
710 — увеличение задолженности по внутренним заимствованиям |
|
720 — увеличение задолженности по внешним заимствованиям |
|
730 — увеличение прочей кредиторской задолженности |
|
800 |
Уменьшение обязательств |
810 — уменьшение задолженности по внутренним заимствованиям |
|
820 — уменьшение задолженности по внешним заимствованиям |
|
830 — уменьшение прочей кредиторской задолженности |
Ранее в структуре кода бюджетной классификации (КБК) применялась КОСГУ, с 2015 года в части затрат код заменен на код видов расходов. Важно четко понимать, в чем разница КВР и КОСГУ, — это разные коды: видов расходов и операций сектора госуправления. Но обе кодировки необходимы для формирования КБК.
Код бюджетной классификации представляет собой 20 символов, он определяет содержание операции. Для специалистов это означает, что государственные (муниципальные) расходы и доходы классифицируются по различным признакам: планируемые и незапланированные, текущие и капитальные, по уровню принадлежности соответствующего бюджета и т. д. Кодификатор операций сектора госуправления (КОСГУ) используется для дополнительной детализации операций бюджетного учета.
Расшифровка КВР
По Приказу № 85н, КВР — код вида расходов, но по своей сути это часть классификации КБК, а следовательно, часть бухгалтерского счета. Он включает группу, подгруппу и элемент видов расходов.

Структура КВР — это три числа с 18 по 20 разряды в структуре КБК расходов бюджетов. КВР представлен следующими группами:
- затраты на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
- закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
- социальное обеспечение и иные выплаты населению;
- капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
- межбюджетные трансферты;
- предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
- обслуживание государственного (муниципального) долга;
- иные ассигнования.
Коды видов расходов используются при определении структуры КБК расходных операций. Если составляется код для доходного поступления, то используйте АГПД в бюджете — это код аналитической группы подвида доходов. Шифры представляют собой укрупненную группировку кодов ОСГУ. Например, при отражении субсидии на выполнение муниципального задания АГПД — 130, а КОСГУ — 131.
Особые случаи при применении КОСГУ и КВР
Законодатели ввели шифр ОСГУ 266, на который следует относить социальные пособия и компенсации, предоставленные персоналу государственного (муниципального) учреждения в денежной форме. Что входит в состав социальных пособий? На КОСГУ 266 относите пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни, то есть пособие, выплачиваемое за счет средств работодателя. На код относите ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет (в размере 50 рублей). Все категории выплат и компенсаций закреплены в ст. 10.6.6 гл. 2 Приказа № 209н.
Чиновники из Министерства финансов довели до пользователей отдельное письмо № 02-05-10/45153 от 29.06.2018, в котором отражены методические рекомендации по применению таких КОСГУ.
На практике проведения закупок по нескольким КВР возникают вопросы с правильным отражением кодов, что определяется применением классификации. Для этого случая бюджетная классификация КВР предусматривает особый порядок. В 34-36 разрядах ставится 0, если эти траты подлежат отражению по нескольким КВР.
Таблица соответствия
Поскольку код вида расходов — более крупная группировка, чем кодификатор операций сектора госуправления, для упрощения применения соответствующих кодов Минфином утверждена таблица соответствия.
Вид расходов |
КОСГУ |
Примечания |
||
Код |
Наименование |
Код |
Наименование |
|
100 Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами |
||||
110 Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений |
||||
111 |
Фонд оплаты труда учреждений |
211 |
Заработная плата |
В том числе в части расходов на оплату труда осужденных, трудоустроенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации |
266 |
Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме |
В том числе в части выплаты пособий за первые три дня временной нетрудоспособности осужденных, трудоустроенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации |
||
112 |
Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда |
212 |
Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме |
|
214 |
Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме |
|||
220 |
Оплата работ, услуг |
В части компенсации работникам (сотрудникам) расходов в связи с выполнение служебных (должностных) обязанностей используются подстатьи КОСГУ, соответствующие экономическому содержанию произведенных работником (сотрудником) расходов |
||
266 |
Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме |
|||
267 |
Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме |
|||
Для закупок используются коды из группы 240 | ||||
241 |
Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы |
226 | Прочие работы, услуги | |
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
242 |
Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий |
221 |
Услуги связи |
|
224 |
Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) |
|||
225 | Работы, услуги по содержанию имущества | |||
226 | Прочие работы, услуги | |||
228 |
Услуги, работы для целей капитальных вложений |
|||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
346 |
Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) |
|||
347 |
Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений |
|||
349 |
Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения |
В части бланков строгой отчетности |
||
243 | Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества | 222 | Транспортные услуги | |
224 | Арендная плата | |||
225 | Работы по содержанию имущества | |||
226 | Прочие работы, услуги | |||
228 | Услуги для целей капитальных вложений | |||
229 |
Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами |
|||
296 |
Иные выплаты текущего характера физическим лицам |
Возмещение (компенсации), предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости капитального ремонта |
||
297 |
Иные выплаты текущего характера организациям |
В части платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений |
||
299 |
Иные выплаты капитального характера организациям |
|||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
344 | Увеличение стоимости строительных материалов | |||
346 |
Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) |
|||
347 |
Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений |
|||
244 |
Прочая закупка товаров, работ и услуг |
214 |
Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме |
В части отражения операций по приобретению молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда |
220 |
Оплата работ, услуг |
В том числе в части расходов по доставке (пересылке) пенсий, пособий и иных социальных выплат населению |
||
267 |
Социальные компенсации персоналу в натуральной форме |
|||
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
|||
530 |
Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов |
|||
245 |
Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа |
220 |
Оплата работ, услуг |
|
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
346 |
Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) |
|||
246 |
Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем |
221 |
Услуги связи |
|
224 |
Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) |
|||
225 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
|||
226 |
Прочие работы, услуги |
|||
228 |
Услуги, работы для целей капитальных вложений |
|||
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
|||
247 |
Закупка энергетических ресурсов |
223 |
Коммунальные услуги |
В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, теплоснабжение и оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется) |
Ответственность за нарушение
Стоит отдельно обозначить уровень ответственности, которая предусмотрена за нарушение бюджетного законодательства. Уровень наказания за неверное отражение КВР и КОСГУ в бухгалтерском учете учреждений напрямую зависит от их типа.
К примеру, если ошибку допустит казенное учреждение, и хозяйственная операция отражена по неверному КВР, контролеры вправе признать такую ошибку нецелевым использованием бюджетных средств. За такие нарушения предусмотрена административная ответственность по ст. 15.14 КоАП.
С бюджетными учреждениями дела обстоят иначе. В соглашении на доведение субсидии на выполнение государственного или муниципального задания КВР не указывается. Следовательно, бюджетник определяет кодировки самостоятельно, и привлечь госучреждение за нецелевое использование при неверном выборе кодификатора видов расходов нельзя. Но неверный код отражен в отчетности, а это уже нарушение правил ведения бухучета (ст. 15.11 КоАП) и составления отчетности (ст. 15.15.6 КоАП).