Где, кем и когда применяются ЛБО
ЛБО в бюджете — это лимиты бюджетных обязательств, которые учреждение вправе принять к исполнению в отчетном периоде. Лимитные показатели применяются для казенных учреждений. Они не относятся к прочим организациям госсектора.
Если говорить простыми словами, то лимиты бюджетных обязательств — это количество денег, которое учреждение вправе израсходовать на госзакупки, налоги, взносы, зарплату и прочие обязательные платежи работникам (ст. 6 БК РФ).
Ежегодное доведение лимитов бюджетных обязательств до казенных учреждений основывается на следующих принципах:
- адресность;
- целевой характер;
- подведомственность.
Ведение сводной росписи и учет ЛБО является функцией финансового органа. В соответствии с положениями п. 5 ст. 217 БК РФ, утвержденные показатели необходимо довести до главных распорядителей средств из бюджета (ГРБС, главные распорядители) до начала финансового года. Вот для каких целей учреждению могут быть выделены из бюджета лимиты бюджетных обязательств в отчетном году:
- для реализации государственного или муниципального задания;
- для оплаты труда и начисления страховых взносов работникам, задействованным в основной деятельности казенной организации;
- для осуществления закупочной деятельности и на другие цели.
По правилам, после доведения лимитов бюджетных обязательств получатель принимает на себя обязанности — например, планирует и осуществляет закупку товаров, работ и услуг, проводит конкурентные процедуры. Важно помнить, что утвержденные показатели сметы должны соответствовать ЛБО.
В соответствии с БК РФ, доведенные лимиты бюджетных обязательств — это объем прав в денежном выражении, который выделен для принятия и исполнения учреждением БО в течение финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие бюджетных обязательств сверх доведенных ЛБО является основанием, чтобы по суду признать их недействительными. Ответственность за то, чтобы сумма расходов на покупку продукции соответствовала установленным пределам государственных денег, несет руководитель учреждения, которому они установлены.
Контроль возложен на Федеральное казначейство.
ГРБС не вправе уменьшать установленные суммы, если у организации госсектора уже есть обязанности по ним. В ст. 6 разъясняется, что такое ЛБО — денежные права, которые распорядители выделили получателям на отчетный год и плановый период. Но на практике нередки ситуации, когда главные распорядители в случае секвестирования (то есть пропорционального уменьшения всех статей расходов) бюджета «вынуждают» расторгать контракты, чтобы высвободить деньги и сократить траты из бюджета.
Как доводят ЛБО
ЛБО до казенного учреждения доводятся только распорядителем государственных средств (РБС) или главным распорядителем (ГРБС). То, в каком порядке доводятся лимиты бюджетных обязательств заказчиком до уполномоченного учреждения, устанавливается финансовым органом. В свою очередь, Федеральное казначейство наделено полномочиями довести до главных распорядителей средств федерального бюджета лимиты, которые предоставлены Минфином России (ст. 166.1 БК РФ).
В приложении № 2 к Приказу Минфина России № 52н от 30.03.2015 закреплено, каким документом доводятся лимиты бюджетных ассигнований в муниципальных учреждениях, — уведомлением о ЛБО. Его форма по ОКУД — 0504822.

В какие сроки
Обращаем внимание, что актуальным постановлением о мерах реализации федерального бюджета определено, каким образом доводятся деньги до казенного учреждения, — в течение 20 рабочих дней после их отражения на лицевых счетах главных распорядителей и распорядителей средств (ПП РФ № 2460 от 24.12.2021). Конкретные сроки доведения устанавливаются на уровне субъекта РФ или муниципалитета.
Может пригодиться: