Ни дня без инструкций
Поиск
Ни дня без инструкций
Бухгалтерия

Метод двойной записи, или корреспонденция счетов: как правильно использовать

Корреспонденция счетов бухгалтерского учета — это взаимосвязь между бухсчетами, возникающая при формировании финансово-хозяйственной операции. Каковы основные правила работы в соответствии с методом двойной записи, расскажем в статье.

Что такое корреспонденция счетов в бухгалтерском учете

Бухучет финансово-хозяйственных операций в учреждении ведется с применением метода двойной записи, который подразумевает способ регистрации экономических процессов жизнедеятельности организации одновременно на двух бухсчетах — по дебету одного и кредиту другого.

Метод двойной записи — это ключевой способ контроля баланса каждой организации. Его применение направлено на выполнение следующих задач:

  • контроль за движением денежных средств и источников их финансирования, а также эффективностью и целесообразностью их использования;
  • проверка экономического содержания операций финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
  • формирование содержания отчетности и бухгалтерского баланса;
  • анализ ошибок на счетных регистрах.

Главным инструментом метода двойной записи является составление проводок с применением корреспондирующих бухсчетов.

Корреспонденция счетов по хозяйственным операциям — это взаимосвязь между балансовыми разделами, которая возникает при ведении метода двойной записи. Регулируется такая методология ведения бухучета 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете».

Как составить корреспонденцию счетов по хозяйственным операциям

Для соблюдения главных принципов метода двойной записи сумму по каждой проводимой хозоперации необходимо отражать по дебету и кредиту различных регистров рабочего плана бухсчетов организации, сформированного на основании Приказа Минфина РФ № 94н от 31.10.2000.

После того, как все операции будут отражены в надлежащих журналах, создается оборотно-сальдовая ведомость. Обатите внимание, что дебетовый и кредитовый обороты корсчетов должны быть равны.

Основное правило составления проводок — отражение каждой бухоперации одновременно на двух корсчетах, что значит в корреспонденции со счетом сумма по одному корсчету увеличивается (формируется дебет), а по другому — уменьшается (определяется кредит).

Перед проведением той или иной хозоперации при помощи корсчетов бухгалтерского учета специалисту надлежит установить следующие критерии:

  1. Показатели, характеризующие изменения в составе имущества и источниках его формирования.
  2. Активными или пассивными являются данные корсчета. Для активных на дебете производится увеличение, на кредите — уменьшение. Для пассивных применимо обратное правило.
  3. Изменения, которые повлечет за собой экономическая составляющая хозоперации.

Рассмотрим конкретные примеры ведения бухучета методом двойной записи.

Каждая экономическая процедура оформляется соответствующей проводкой. Корреспонденция счетов при отражении пеней при строительстве (просрочка обязательств по условиям договора) будет формироваться в проводку следующим образом: Дт 99 Кт 76.

Процедура перечисления заработной платы работникам на их банковские карты будет отражаться в бухучете так: Дт 70 Кт 51.

Особым образом формируются проводки для такого вида деятельности, как лизинг (корреспонденция счетов у лизингополучателя подробно представлена в нашей статье «Какие проводки использовать для учета лизинга»).

Распечатать
Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!
Поделитесь с друзьями:
Вместе с эти материалом часто ищут:

ОКПО — это специальный код, который присваивается конкретному экономическому субъекту. Он требуется при заполнении некоторых первичных документов, при заключении договоров, для участия в государственных закупках и прочих хозяйственных операциях. Расскажем, как узнать ОКПО по ИНН.

1 марта 2019
Статус плательщика в платежном поручении — это важный реквизит финансового документа, который позволяет идентифицировать вид производимого платежа, категорию самого плательщика, а также определяет группу получателей денежных средств. Узнайте, как указать его правильно.
4 июля 2018

Налоговые ставки налога на имущество организаций — это от 0% до 2,2%. Окончательные тарифы устанавливают региональные власти, ориентируясь на актуальные нормативы НК РФ.

5 марта 2020
Анализ фонда заработной платы — это несложный процесс, который поможет создать оптимальные условия оплаты сотрудникам и найти ресурсы для экономии денег. Последнее особенно важно, ведь расходы на зарплату — это основная часть затрат любого предприятия. Расскажем, как провести анализ использования фонда заработной платы, на примере разберем проблемы и ошибки.
30 сентября 2019