На законодательном уровне установлены три вида тарифов страхового обеспечения:
- Общие. Применимы ко всем работодателям, которые не отвечают установленным законодательством критериям. Страхователи общего режима обязаны перечислять платежи в следующих размерах: ОПС — 22 %, ОМС — 5,1 %, ВНиМ — 2,9 %, ФСС НС и ПЗ – от 0,2 % до 8,5%.
- Повышенные. Предусмотрены для страхователей, чьи работники заняты на тяжелых работах или трудятся в особых условиях. Исчерпывающий перечень плательщиков, обязанных рассчитываться с бюджетом по повышенным ставкам, указан в 428 статье НК РФ.
- Пониженные. Установлены для целого ряда экономических субъектов. Основные критерии определения вида страхователя закреплены в статье 427 «Пониженные тарифы страховых взносов».
Как оформить пониженный тариф
Представлять документацию или писать заявление в ФНС теперь не нужно, организация самостоятельно определяет условия оплаты. Сотрудники налоговой службы определят переход компании на сниженные ставки после предоставления расчета по страховым взносам при пониженном тарифе. В РСВ должно быть заполнено одно из приложений № 5-8 к Первому разделу отчета.
В любом случае проконсультируйтесь с представителем территориального отделения ФНС. Самостоятельный переход на пониженные тарифы по страховым взносам, даже при полном соответствии условиям, может обернуться крупными штрафами. В идеале составьте письмо с детальным изложением сути вопроса и специфики вашего госучреждения, затем отправьте в ФНС. Действуйте в соответствии с официальным ответом чиновников.
Как применять пониженные тарифы страховых взносов бюджетникам
В первую очередь определимся, что большинство госучреждений могут требовать снижение ставок по страховым взносам только по одному условию: если применяют упрощенную систему налогообложения и осуществляют льготный вид деятельности (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ).
В то же время государственные и муниципальные учреждения могут быть трех видов: казенные, бюджетные и автономные, согласно п. 1 ст. 123.22 ГК РФ. И только автономные организации имеют право применять УСН, для казенных и бюджетных учреждений ведение упрощенки запрещено (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ; Письмо Минфина России от 28.07.2008 № 03-11-03/15).
Следовательно, бюджетные и казенные организации не вправе требовать снижения ставок по страховому обеспечению. Исключение: соответствие другим условиям применения пониженного тарифа страховых взносов. Например, бюджетное учреждение имеет статус «участник проекта Сколково», или казенная организация, осуществляет деятельность на основании соглашений с органами особых экономических зон.
По автономным госучреждениям вопрос применения пониженного тарифа по страховым взносам остается открытым, так как для организаций на УСНО действует дополнительное условие: доля дохода от реализации по льготному виду деятельности должна быть не менее 70 % от совокупных поступлений.
Особенности определения доли доходов от льготного вида деятельности
Основные поступления любого госучреждения — субсидии из соответствующего бюджета на выполнение муниципального задания и целевые средства, а собственные поступления — только небольшая часть. При таком раскладе автономке, льгот по страховым взносам не добиться. Поэтому актуален вопрос: включаются ли субсидии в расчет доли доходов — мнения специалистов разнятся до сих пор.
Субсидии включать не нужно
Некоторые специалисты придерживаются мнения, что субсидии и целевые средства, полученные организацией, не следует учитывать, ссылаясь на порядок перехода на УСНО. То есть при переходе на упрощенную систему налогообложения необходимо подготовить расчет своих доходов по определенному в статье 346.15 НК РФ порядку. В такой расчет не включают госсубсидии и целевые средства, такие условия прописаны в 251 статье НК РФ. Следовательно, для вычисления доли основных доходов при определении тарифа по страховому обеспечению должен действовать аналогичный порядок.
Пример: муниципальное автономное образовательное учреждение «Подольская школа» в 2016 году получила доходов:
- субсидии на выполнение муниципального задания — 30 000 рублей;
- целевые средства — 1 000 рублей;
- поступления от предпринимательской деятельности (платные образовательные курсы) — 5 000 рублей.
Общие поступления: 36 000 рублей.
Для вычисления не берем субсидии, значит, доход от льготного вида деятельности составил 100% (5000 / 5000 х 100%). Следовательно, госучреждение вправе платить по сниженным ставкам.
Субсидии включать обязательно
Большинство чиновников считает, что субсидии — это тот же доход госучреждения, и он должен быть учтен в суммарных поступлениях. Но для прибыли по льготному виду деятельности субсидии не подходят, так как здесь учитывается исключительно поступления от реализации товаров, работ и услуг.
Пример: проведем расчет для того же примера. Доходы от реализации по льготному виду деятельности / общие поступления *100% = 5000 / 36 000 х 100% = 13,9%.
Следовательно, автономная организация не имеет права на пониженный тариф по страховым взносам.