Кто и зачем проводит инвентаризацию
Сверку данных бухучета с фактом проводят все организации вне зависимости от форм собственности. Основная ее цель — сопоставление данных бухучета фактическому наличию обязательств и активов. Решение, кто должен проводить инвентаризацию в организации, принимает руководитель юрлица, приказом формируя комиссию. В процессе ревизии сверяются учетные данные с фактом, поэтому в идеале обязательными участниками контрольного мероприятия являются работники бухгалтерии и материально ответственные лица.
На практике возникают ситуации, когда МОЛ не принимает участия в сверке, и тогда возникает вопрос, можно ли проводить инвентаризацию без участия материально ответственного лица. Анализ правовой базы позволяет это сделать, но необходимо письменно предложить работнику принять участие в контрольном мероприятии (под роспись либо почтовым отправлением с уведомлением). В случае отказа в участии в инвентаризационной описи делается соответствующая отметка о причинах отсутствия материально ответственного лица и о факте его уведомления, которая заверяется подписями членов комиссии. В остальном отсутствие МОЛ на порядок проведения и учет результатов инвентаризации ТМЦ в организации не влияет.
Когда проводится ревизия
Количество и период осуществления сверок факта с данными бухучета определяются организацией самостоятельно, кроме случаев, прямо установленных НПА. Такими случаями являются, например:
- составление годовой бухотчетности;
- смена МОЛ;
- случаи выявления кражи или порчи имущества;
- другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Перечень оснований, когда ревизия фактического наличия активов и обязательств является обязательной, для бюджетников определен ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», для коммерческих организаций — Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н).
Пошаговая инструкция по инвентаризации
Порядок проведения ревизии определен Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, которыми руководствуются при осуществлении и оформлении сверки.
Краткая инструкция, как проводится инвентаризация для чайников, выглядит следующим образом:
Шаг 1. Назначение инвентаризационной комиссии.
Шаг 2. Сбор непроведенных по учету приходных и расходных документов.
Шаг 3. Оформление расписки материально ответственного лица:
Шаг 4. Проверка фактического наличия обязательств и активов с занесением данных в инвентаризационную ведомость.
Шаг 5. Сверка фактического наличия с данными бухучета.
Шаг 6. Обобщение и утверждение результатов ревизии.
Подробнее: как составляется заключение инвентаризационной комиссии
Шаг 7. Отражение в бухучете выявленных расхождений.
Если вопросы промежуточных ревизий полностью являются прерогативой организации, то нормативными актами установлено, что обязательно нужно сделать во время годовой инвентаризации. При подготовке отчетности за год необходимо подтвердить остатки по всем счетам, поэтому необходимо сверить:
- все активы;
- все обязательства;
- имущество и обязательства на забалансовых счетах;
- не учтенное по каким-либо причинам имущество, фактически находящееся в организации.
Вступившие в силу в 2022 году ФСБУ для организаций госсектора на осуществление контрольных мероприятий не повлияли, и инвентаризация в бюджетном учреждении в 2023 году с новыми стандартами проводится в том же порядке, что и в предыдущих периодах.
Особенности проведения сверок в различных организациях
Алгоритм проведения сверки фактических и учетных данных об остатках ТМЦ в целом одинаков для всех юридических лиц, поэтому порядок проведения инвентаризации в бюджетном учреждении в 2023 году схож как в коммерческих фирмах, так и в автономных или казенных учреждениях. В связи со спецификой деятельности бюджетных учреждений Минфином РФ совместно УФК РФ разработаны Методические рекомендации по инвентаризации дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета главными распорядителями бюджетных средств (Письмо Минфина России № 02-07-07/73609, Казначейства России № 07-04-05/02-848 от 10.12.2015). Для отдельных ТМЦ могут устанавливаться дополнительные требования к сверке отдельных видов имущества. Например, требования к сверке учетных и фактических данных служебного оружия и патронов установлены постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814.
Документальное оформление результатов ревизии
Результаты сверки фактических и учтенных активов и обязательств оформляются сличительными ведомостями. Для организаций бюджетной сферы вопрос, как правильно оформить инвентаризацию документально, решен на законодательном уровне. Для них разработаны унифицированные формы (приложения к приказам Минфина России от 30.03.2015 № 52н, от 15.04.2021 № 61н).
Коммерческие организации вправе применять как рекомендованные формы, так и сличительные ведомости, разработанные ими самостоятельно.
На основании инвентаризационных описей при наличии расхождений заполняется ведомость расхождений с отражением в ней излишков, недостач и пересортицы. По каждому факту расхождений необходимо взять письменные объяснения МОЛ. Причины и характер расхождений отражаются в инвентаризационных описях. На основании сличительных ведомостей комиссия составляет акт о результатах сверки, который подписывается всеми членами комиссии и представляется на рассмотрение и утверждение руководителю.
Читайте также: что делать, если обнаружена недостача при инвентаризации
Ответственность за непроведение сверки фактического наличия с бухучетом
Ответственности за непроведение сверки законодательством не предусмотрено. Но следует иметь в виду, что отсутствие или формальное проведение контрольного мероприятия могут привести к искажению отчетности, что влечет за собой ответственность должностного лица по статье 15.11 КоАП РФ в размере штрафа 5000–10 000 руб. при выявлении недостоверности впервые. При повторном нарушении предусмотрена ответственность в виде штрафа от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.