Федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2022 года
Ни дня без инструкций
Поиск
Ни дня без инструкций
Бухгалтерия

Разбираемся в новых стандартах бухучета

Новые ФСБУ в бухгалтерии — это:

  • подходы к формированию бухгалтерской отчетности;
  • сведения о показателях бухгалтерской отчетности по сегментам;
  • метод долевого участия;
  • консолидированная бухгалтерская отчетность;
  • бухгалтерская отчетность с учетом инфляции;
  • биологические активы.
Содержание

Новые стандарты бухучета в 2022 году

ФСБУ, или федеральный стандарт бухгалтерского учета — это нормативный документ, который устанавливает требования к ведению бухучета и допустимые способы ведения бухгалтерии в учреждениях государственного сектора. Минфин ежегодно вводит новые правила: ведомство поясняет, сколько ФСБУ принято в бухгалтерском учете — с 01.01.2022 ввели 6 стандартов. Изменение учета в бюджетной сфере началось еще в 2018 году — были введены первые пять ФСБУ. В 2020 году ввели вторую пятерку стандартов, а с 01.01.2021 внедрили еще семь стандартов.

Новые стандарты бухучета обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.

Вот все федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2022 года для бюджетных учреждений:

Эти ФСБУ применяют с отчетности за 2022 год.

Подходы к формированию отчетности

С отчетности за 2022 год при подготовке годовой информации по статистике госфинансов применяйте новый ФСБУ «Подходы к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов». Этот стандарт устанавливает единые требования к пояснениям о подходах к раскрытию информации, которую применяют в Федеральном казначействе при подготовке годовой информации по статистике государственных финансов. Такие подходы обеспечивают сопоставимость показателей годовой консолидированной отчетности и годовой информации по статистике госфинансов.

Сведения о показателях отчетности по сегментам

С 2022 года ввели новые федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора: среди них — сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам. Его применяют учреждения, которые формируют консолидированную отчетность. ФСБУ определяет порядок раскрытия сведений о показателях отчетности по сегментам в составе годовой консолидированной отчетности. Такие отчеты формируют, в том числе, и главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), которые осуществляют функции и полномочия учредителя для бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, консолидированную отчетность формируют финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Федеральный стандарт выделяет три сегмента. Покажем их в таблице.

Сегмент Организации госсектора
Бюджетные единицы

К ним относятся:

  • органы власти, местного самоуправления;
  • казенные учреждения;
  • другие получатели бюджетных средств из бюджетов всех уровней;
  • государственные внебюджетные фонды, территориальные государственные внебюджетные фонды
Бюджетные и автономные учреждения К ним относятся федеральные, региональные, муниципальные бюджетные и автономные учреждения
Внебюджетные государственные единицы

К ним относятся:

  • государственные корпорации;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • публично-правовые компании

Сумму оборотов между организациями из одного сегмента исключают при формировании показателей по этому сегменту. Такие же обороты между организациями разных сегментов исключают при формировании консолидированных показателей по всем сегментам.

Метод долевого участия

Новый федеральный стандарт бухучета «Метод долевого участия» применяют органы власти и учреждения, которым передали полномочия по заключению и исполнению контрактов для осуществления финансовых вложений и инвестиций. Кроме того, ФСБУ обязателен для организаций, управляющих государственным и муниципальным имуществом. Такие органы и учреждения выступают в роли инвестора, а объектом инвестирования становятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, корпоративные юридические лица и госкорпорации.

В стандарте закрепляют порядок формирования инвесторами годовой отчетности и особенности для отражения показателей финансовых вложений. При подготовке отчетности за 2022 год учитывайте:

  • правила отражения финансовых активов, которые используют для получения доходов от инвестиций, с применением метода долевого участия;
  • требования к информации об инвестициях.

Этот стандарт планируют внедрять поэтапно: каждый год дополнять информацию по объектам инвестирования. Полностью его введут только к отчетности за 2025 год. Только тогда потребуется раскрыть информацию по всем объектам, в которые инвестировали бюджетные средства.

Консолидированная отчетность

Этот стандарт тоже применяют только те учреждения, которые формируют консолидированную отчетность. ФСБУ устанавливает общие требования к составу и порядку раскрытия показателей и пояснений к консолидированной бухотчетности. Он определяет и правила консолидации, описывая обязательные процедуры для организации, формирующей консолидированную отчетность. Кроме того, в стандарте указано, по каким операциям исключаются взаимосвязанные показатели и какой состав у консолидированной отчетности.

Отчетность с учетом инфляции

Этот стандарт надо учитывать с отчетности 2022 года. Его положения применяют, основываясь на пересчете показателей годовой индивидуальной, консолидированной бухгалтерской отчетности. Для пересчета применяют коэффициенты монетарных и немонетарных активов, обязательств, которые характеризуют стабильные высокие темпы роста инфляции на отчетные даты и за отчетные периоды. Кроме того, стандарт используют при публичном раскрытии показателей итоговой бухотчетности.

Инфляционные изменения анализируют по документально подтвержденным сведениям об уровне инфляции и темпах его изменений. Эту информацию получают напрямую из Росстата или берут из статистических данных, которые находятся в открытом доступе.

Биологические активы

Этот стандарт применяют только некоторые учреждения. К биологическим активам по ФСБУ относят только живые организмы, которые организации выращивают сами, содержат для получения биологической продукции или для разведения биологических активов, в том числе на реализацию. Если цель разведения другая, то биологические объекты учитывают как раньше. К примеру, если на балансе организации числятся насаждения для озеленения территории, их учитывают как обычные объекты.

Минфин выпустил методические рекомендации по применению нового ФСБУ (письмо № 02-07-07/96775 от 29.11.2021). Для учета биологических активов вводятся новые счета: 113 00 «Биологические активы» и 110 00 «Затраты на биотрансформацию». Объекты относятся к биологическим активам независимо от срока полезного использования или кратности получения продукции. На новые счета учета переносят и те живые организмы, которые раньше отражали как материальные запасы: птиц и кроликов, пушных зверей, семьи пчел и другие. А некоторые активы трансформируются в биологическую продукцию после сбора, вылова или прекращения жизнедеятельности.

Стандарты 2021 года

Общий перечень федеральных стандартов бухгалтерского учета для госсектора с 2021 года:

Выплаты персоналу

ФСБУ предусматривают единые требования к порядку признания, первоначальной и последующей оценке обязательств организации перед служащими и другими получателями выплат. Подробную информацию о бухучете выплат необходимо раскрывать в отчетности.

По новым правилам выплаты делятся на две группы:

  • текущие (зарплата);
  • отложенные (отпускные).

Порядок оценки и учета перечислений зависит от группы. Все текущие выплаты учитываются в составе принятых обязательств по оплате труда и зарплатным начислениям. Отложенные фиксируются как резерв будущих расходов по выплатам персоналу по счету 0 401 60 000.

В учетной политике на 2021 год необходимо предусмотреть порядок начисления резерва по пенсионным и аналогичным выплатам. В этот резерв входят суммы государственного пенсионного обеспечения и выплаты по коллективному договору учреждения (локальному зарплатному акту) в момент достижения работником пенсионного возраста или конкретного стажа.

Нематериальные активы

По ФСБУ, к нематериальным активам относятся исключительные и неисключительные права пользования. Пользовательские права на лицензионные программы не учитываются на забалансе по счету 01, их отражают на балансе по новым аналитическим счетам к регистру 0 111 00 «Права пользования активами».

Детализировали учет исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, дополнив счет 0 102 00 «Нематериальные активы» новой аналитикой. Для отражения прав пользования нематериальными активами используют новые подстатьи по КОСГУ:

  • неисключительные права с определенным сроком полезного использования отражают на подстатьях 352 и 452;
  • неисключительные права с неопределенным сроком полезного использования — на подстатьях 353 и 453.

После проведения годовой инвентаризации необходимо перераспределить программные продукты, права пользования по новым группам учета. Аналитический учет нематериальных активов следует вести в разрезе объектов учета по инвентарным номерам и ответственным лицам и отражать эти сведения в инвентарной карточке (инструкция № 157н).

Непроизведенные активы

Федеральный стандарт по непроизведенным активам с 2021 года изменяет порядок отражения прав на земельные участки в отчетах. Тем, кто впервые применяет ФСБУ «Непроизведенные активы», необходимо переоценить земельные участки на балансе (земля, внесенная в ЕГРН) до кадастровой стоимости. Во время годовой инвентаризации земли и других непроизводственных активов надлежит уточнить дополнительные сведения для аналитического учета этих объектов (инструкция № 157н).

Затраты по заимствованиям

Установлены единые правила признания затрат по государственным и муниципальным долгам публично-правовых образований и заимствованиям бюджетных и автономных учреждений. Определены общие требования к раскрытию информации об указанных затратах в бухгалтерской отчетности.

Затраты по долговым обязательствам бюджетных и автономных учреждений по новому ФСБУ делятся так:

  • процентные расходы по долгосрочным обязательствам;
  • прочие затраты по долговым обязательствам.

Расходы учитывают обособленно по каждой категории. Изначально прочие затраты признаются в составе расходов будущих периодов — по счету 0 401 50 000. Затем их включают в состав капитальных вложений или относят к расходам текущего периода.

Совместная деятельность

Под совместной деятельностью понимаются операции, которые проводят в рамках договора простого товарищества. Государственные и муниципальные учреждения участвуют в таких операциях при условии, что договор простого товарищества (договор совместной деятельности) заключается не с целью извлечения прибыли или ведения предпринимательской деятельности. Новый федеральный стандарт регулирует учет объектов от ведения совместной деятельности.

Информация о связанных сторонах

Для бюджетников информация о связанных сторонах в стандарте с 2021 года определяет правила раскрытия в годовой отчетности информации о физических и юридических лицах, которые влияют на работу учреждения госсектора или на деятельность которых оказывают влияние бюджетные организации. К связанным сторонам относят:

  • аффилированные лица (члены наблюдательного совета автономного учреждения);
  • лица, заинтересованные в сделках бюджетного учреждения;
  • лица, влияющие на хозяйственную деятельность организации по учредительным документам, соглашениям;
  • лица, на действия которых влияет бюджетная организация.

Финансовые инструменты

Новые стандарты затрагивают финансовые инструменты бюджетных учреждений. Под финансовым инструментом понимают договор, в результате заключения которого у одной стороны появляется актив, а у другой — финансовое обязательство перед другой стороной или увеличиваются чистые активы. ФСБУ определяет порядок учета:

  • денежных средств;
  • дебиторской задолженности;
  • долговых требований;
  • активов до погашения (деньги на депозитах от трех месяцев, долговые ценные бумаги);
  • активов для перепродажи (акции, облигации, векселя);
  • активов для получения доходов от участия (акции с целью владения, доли в уставных капиталах, участие в учреждениях).

В составе финансовых обязательств учитывают кредиторскую задолженность и долговые обязательства.

Стандарты 2020 года

В 2020 году ввели такие ФСБУ:

Обратите внимание, что порядок формирования кодов бюджетной классификации изменен. Чиновники утвердили новый порядок классификации операций сектора государственного управления — КОСГУ. Новые коды закреплены в Приказе № 209н.

Подробнее: изменения по КБК с 2020 года: что важно знать бюджетникам и НКО

Учетная политика

Теперь бюджетники обязаны составлять учетную политику на основании положений ФСБУ № 274н. Этот приказ Минфина не предусматривает кардинальных изменений. По сути, новые положения об учетной политике — это действующие нормы закона № 402-ФЗ. Отметим, что есть и новшества.

Так, ФСБУ определил следующие аспекты:

  • конкретизировано лицо, ответственное за составление учетной политики. Это главбух либо иное лицо, на которого возложены обязанности по ведению бухучета;
  • готовый документ необходимо сделать общедоступным. Учетная политика подлежит публикации на официальном сайте учреждения;
  • подведомственные учреждения должны разрабатывать свою УП на основании положений вышестоящей организации, министерства, ведомства;
  • ограничены случаи внесения изменений и дополнений в документ.

Подробнее: составляем учетную политику для бюджетной организации на 2020 год

События после отчетной даты

Этот ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий такого характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения этой информации в отчетность организации.

Ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить собственные исключительные правила. Новые ФСБУ эти разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты отражаются в учете только согласно обозначенным нормам и никак иначе.

Доходы

Первоначальное понятие доходов было представлено еще в ФСБУ «Концептуальные основы». Это поступление экономической выгоды или повышение полезного потенциала активов, определенное за отчетный период. Причем вложения и вклады от учредителя нельзя причислить к доходам. Также нельзя признать доходом безденежный обмен товарами, работами, услугами между контрагентами без осуществления соответствующих расчетов.

Стандарты по доходам следует применять далеко не ко всем случаям. К примеру, доходы по ФСБУ не применяются при продаже ОС или НМА, при получении арендных платежей, при получении безвозмездных поступлений и в иных ситуациях.

Теперь доходы следует разделять на две группы. Те, что получены от обменных операций, называют обменные доходы. К ним относят поступления от операций с активами и имуществом учреждения. Необменные доходы — те, что получены от необменных операций. К ним относятся поступления от налогов, взносов, штрафов, безвозмездных поступлений из бюджета, возмещение неустоек, ущерба, вреда и прочее.

Влияние изменений курсов иностранных валют

Действующие нормы по ведению бухучета устанавливают, что любая операция хозяйственной жизнедеятельности субъекта отражается в учете в рублевом эквиваленте. То есть если операцию совершили в иностранной валюте, то сумму необходимо пересчитать. Порядок и правила пересчета закрепляют ФСБУ.

Новый стандарт устанавливает методы и порядок пересчета стоимости активов и обязательств, предусмотренные для заграничных российских учреждений. Также положения закрепляют правила отражения данных сведений в отчетности организаций бюджетной сферы.

Стандарты бухучета 2018 года

С января 2018 года действуют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета, утвержденные Приказами Министерства финансов РФ еще 31.12.2016:

  • концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора по ФСБУ (№ 256н);
  • основные средства (№ 257н);
  • аренда (№ 258н);
  • обесценение активов (№ 259н);
  • предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности (№ 260н).

Программа внедрения учета была регламентирована Приказом Минфина России от 31.10.2017 № 170н.

Основные средства

В учете основных средств в учреждениях госсектора изменится группировка объектов ОС: теперь нежилые помещения, здания и сооружения объединят в одну группу, а для многолетних насаждений создали отдельную категорию. Библиотечный фонд учреждения теперь не выделяется в отдельную группу.

ФСБУ ввел абсолютно новое понятие «инвестиционная недвижимость» для недвижимых объектов учреждения, которые сдаются в аренду или увеличивают стоимость остального имущества. Такая недвижимость не используется учреждением для выполнения основных видов деятельности.

С 2018 года основные средства разрешено учитывать комплексно. Например, объединить офисную технику в один объект. Аналогичным образом объединяют офисную мебель (стол, шкаф, кресло) или другие объекты.

Изменены границы стоимости объектов основных средств. Теперь к малоценным будут относиться все объекты стоимостью менее 10 000 рублей. Их следует учитывать на забалансовом счете.

100% амортизация теперь начисляется на ОС стоимостью до 100 000 рублей, как и в налоговом учете. Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 рублей учитывается аналогичным образом.

Для объектов стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация рассчитывается по-новому. Используют три метода:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально объему произведенной продукции.

Придется пересчитать и доначислить амортизацию. В помощь бухгалтерам бюджетной сферы Минфин выпустил методические рекомендации по переходу и внедрению новых правил. Указания содержатся в письме от 30.11.2017 № 02-07-07/79257.

Отчетность

Этот ФСБУ содержит методологию составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Некоторые отчетные данные придется раскрывать в обязательном порядке.

Активы и обязательства учреждения будут разделены на краткосрочные и долгосрочные, или оборотные и внеоборотные соответственно.

Также чиновники определили ряд принципов, которым должна отвечать бюджетная отчетность учреждения:

  • уместность (релевантность);
  • достоверное предоставление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок);
  • верификация;
  • своевременность;
  • существенность;
  • сопоставимость;
  • понятность.

Аренда

Если учреждение арендует имущество или сдает основные средства в аренду, такие операции следует проводить в соответствии с новым федеральным стандартом. Чтобы правильно отразить операции в учете, необходимо определить, к какой категории относится аренда: к операционной (нефинансовой) или к неоперационной (финансовой).

Имущество, полученное по неоперационной сделке, учитывают в составе основных средств бюджетного учреждения. Одновременно к учету принимают и денежное обязательство в сумме кредиторской задолженности по арендной плате.

Не применять эти правила учреждение вправе, если государственной организации предоставляют активы во временное владение или пользование. Например, биологические или нематериальные активы во временном пользовании.

Об авторе статьи
Евдокимова Наталья
Евдокимова Наталья
Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Распечатать
Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!
Поделитесь с друзьями:
Вместе с эти материалом часто ищут:

Рассмотрим основные нововведения 2018 в бухгалтерском учете. Какие изменения ждут бухгалтера после новогодних праздников, а что скорректировать придется уже в декабре 2017 года?

18 декабря 2017

Индексация пенсий — это ежегодный пересчет стоимости пенсионных баллов в сторону увеличения с учетом темпа роста инфляции. Ежегодное повышение касается не всех государственных выплат. Рассказываем, через сколько месяцев после увольнения пенсионеру индексируют пенсию, какие выплаты пересчитают.

6 мая 2022

НДФЛ и страховые взносы — два основных вида налоговых обязательств, которые применяют все организации без исключения. Рассказываем, какие изменения ждут бухгалтеров в 2020 году.

25 декабря 2017

Налоговое законодательство значительно меняется с нового года. Мы собрали все изменения в налоговом учете, которые вступают в силу с января 2018 года.

22 декабря 2017