Ни дня без инструкций
Поиск
Ни дня без инструкций
Бухгалтерия

Разбираемся в новых стандартах бухучета

Федеральные стандарты бухучета — это:

  1. Выплаты персоналу.
  2. Нематериальные активы.
  3. Непроизведенные активы.
  4. Затраты по заимствованиям.
  5. Финансовые инструменты и другие.

Новые стандарты бухучета в 2021 году

Минфин ежегодно вводит новые правила. ФСБУ, или федеральный стандарт бухгалтерского учета — это нормативный документ, который устанавливает требования к ведению бухучета и допустимые способы ведения бухгалтерии в учреждениях государственного сектора. Изменение учета в бюджетной сфере началось еще в 2018 году — были введены первые пять ФСБУ. В 2020 году ввели вторую пятерку стандартов, а с 1 января 2021 действует еще семь стандартов.

Новые стандарты бухучета обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.

Итак, федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2021 года для госсектора следующие:

  1. Выплаты персоналу (приказ Минфина № 184н от 15.11.2019).
  2. Нематериальные активы (Пр. № 181н от 15.11.2019).
  3. Непроизведенные активы (Пр. № 34н от 28.02.2018).
  4. Затраты по заимствованиям (Пр. № 182н от 15.11.2019).
  5. Совместная деятельность (Пр. № 183н от 15.11.2019).
  6. Информация о связанных сторонах (Пр. № 277н от 30.12.2017).
  7. Финансовые инструменты (Пр. № 129н от 30.06.2020).

Выплаты персоналу

Новые стандарты бухгалтерского учета бюджетных учреждений с 2021 года предусматривают единые требования к порядку признания, первоначальной и последующей оценке обязательств организации перед служащими и другими получателями выплат. Подробную информацию о бухучете выплат необходимо раскрывать в отчетности.

По новым правилам выплаты делятся на две группы:

  • текущие (зарплата);
  • отложенные (отпускные).

Порядок оценки и учета перечислений зависит от группы. Все текущие выплаты учитываются в составе принятых обязательств по оплате труда и зарплатным начислениям. Отложенные фиксируются как резерв будущих расходов по выплатам персоналу по счету 0 401 60 000.

В учетной политике на 2021 год необходимо предусмотреть порядок начисления резерва по пенсионным и аналогичным выплатам. В этот резерв входят суммы государственного пенсионного обеспечения и выплаты по коллективному договору учреждения (локальному зарплатному акту) в момент достижения работником пенсионного возраста или конкретного стажа.

Нематериальные активы

Введенные в 2021 году федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора регулируют учет нематериальных активов. Теперь к НМА относятся исключительные и неисключительные права пользования. Пользовательские права на лицензионные программы не учитываются на забалансе по счету 01, их отражают на балансе по новым аналитическим счетам к регистру 0 111 00 «Права пользования активами».

Детализировали учет исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, дополнив счет 0 102 00 «Нематериальные активы» новой аналитикой. Для отражения прав пользования нематериальными активами используют новые подстатьи по КОСГУ:

  • неисключительные права с определенным сроком полезного использования отражают на подстатьях 352 и 452;
  • неисключительные права с неопределенным сроком полезного использования — на подстатьях 353 и 453.

После проведения годовой инвентаризации необходимо перераспределить программные продукты, права пользования по новым группам учета. Аналитический учет нематериальных активов следует вести в разрезе объектов учета по инвентарным номерам и ответственным лицам и отражать эти сведения в инвентарной карточке (инструкция № 157н).

Непроизведенные активы

Новые правила бухгалтерского учета в 2021 году изменяют порядок отражения прав на земельные участки в отчетах. Тем, кто впервые применит ФСБУ «Непроизводственные активы», необходимо переоценить земельные участки на балансе (земля, внесенная в ЕГРН) до кадастровой стоимости. Во время годовой инвентаризации земли и других непроизводственных активов надлежит уточнить дополнительные сведения для аналитического учета этих объектов (инструкция № 157н).

Затраты по заимствованиям

Принятые бухгалтерские изменения на 2021 год устанавливают единые правила признания затрат по государственным и муниципальным долгам публично-правовых образований и заимствованиям бюджетных и автономных учреждений. Определены общие требования к раскрытию информации об указанных затратах в бухгалтерской отчетности.

Затраты по долговым обязательствам бюджетных и автономных учреждений по новому ФСБУ делятся так:

  • процентные расходы по долгосрочным обязательствам;
  • прочие затраты по долговым обязательствам.

Расходы учитывают обособленно по каждой категории. Изначально прочие затраты признаются в составе расходов будущих периодов — по счету 0 401 50 000. Затем их включают в состав капитальных вложений или относят к расходам текущего периода.

Совместная деятельность

Под совместной деятельностью понимаются операции, которые проводят в рамках договора простого товарищества. Государственные и муниципальные учреждения участвуют в таких операциях при условии, что договор простого товарищества (договор совместной деятельности) заключается не с целью извлечения прибыли или ведения предпринимательской деятельности. Новый федеральный стандарт регулирует учет объектов от ведения совместной деятельности.

Информация о связанных сторонах

ФСБУ определяет правила раскрытия в годовой отчетности информации о физических и юридических лицах, которые влияют на работу учреждения госсектора или на деятельность которых оказывают влияние бюджетные организации. К связанным сторонам относят:

  • аффилированные лица (члены наблюдательного совета автономного учреждения);
  • лица, заинтересованные в сделках бюджетного учреждения;
  • лица, влияющие на хозяйственную деятельность организации по учредительным документам, соглашениям;
  • лица, на действия которых влияет бюджетная организация.

Финансовые инструменты

Минфин ввел новые федеральные стандарты бухгалтерского учета 2021 года: они затрагивают финансовые инструменты бюджетных учреждений. Под финансовым инструментом понимают договор, в результате заключения которого у одной стороны появляется актив, а у другой — финансовое обязательство перед другой стороной или увеличиваются чистые активы. ФСБУ определяет порядок учета:

  • денежных средств;
  • дебиторской задолженности;
  • долговых требований;
  • активов до погашения (деньги на депозитах от трех месяцев, долговые ценные бумаги);
  • активов для перепродажи (акции, облигации, векселя);
  • активов для получения доходов от участия (акции с целью владения, доли в уставных капиталах, участие в учреждениях).

В составе финансовых обязательств учитывают кредиторскую задолженность и долговые обязательства.

Стандарты 2020 года

Стандарты прошлого года:

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки (№ 274н от 30.12.2017).
  2. События после отчетной даты (№ 275н от 30.12.2017).
  3. Доходы (№ 32н от 27.02.2018).
  4. Отчет о движении денежных средств (№ 278н от 30.12.2017).
  5. Влияние изменений курсов иностранных валют (№ 122н от 30.02.2018).

Обратите внимание, что порядок формирования кодов бюджетной классификации изменен. Теперь нормы закреплены в приказе Минфина № 132н. Чиновники утвердили новый порядок классификации операций сектора государственного управления — КОСГУ. Новые коды закреплены в приказе № 209н. Подробнее — в материале «Изменения по КБК с 2020 года: что важно знать бюджетникам и НКО».

Учетная политика

Теперь бюджетники обязаны составлять учетную политику на основании положений ФСБУ № 274н. Этот приказ Минфина не предусматривает кардинальных изменений. По сути, новые положения об учетной политике — это действующие нормы закона № 402-ФЗ. Отметим, что есть и новшества.

Так, ФСБУ определил следующие аспекты:

  1. Конкретизировано лицо, ответственное за составление учетной политики. Это главбух либо иное лицо, на которого возложены обязанности по ведению бухучета.
  2. Готовый документ необходимо сделать общедоступным. Учетная политика подлежит публикации на официальном сайте учреждения.
  3. Подведомственные учреждения должны разрабатывать свою УП на основании положений вышестоящей организации, министерства, ведомства.
  4. Ограничены случаи внесения изменений и дополнений в документ.

Новый порядок составления УП с учетом изменений ФСБУ — в отдельном материале «Составляем учетную политику для бюджетной организации на 2020 год».

События после отчетной даты

Этот ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий такого характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения этой информации в отчетность организации.

Ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить собственные исключительные правила. Новые ФСБУ эти разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты отражаются в учете только согласно обозначенным нормам и никак иначе.

Доходы

Первоначальное понятие доходов было представлено еще в ФСБУ 2018 «Концептуальные основы». Это поступление экономической выгоды или повышение полезного потенциала активов, определенное за отчетный период. Причем вложения и вклады от учредителя нельзя причислить к доходам. Также нельзя признать доходом безденежный обмен товарами, работами, услугами между контрагентами без осуществления соответствующих расчетов.

Стандарты по доходам следует применять далеко не ко всем случаям. ФСБУ «Доходы» неприменим при продаже ОС или НМА, при получении арендных платежей, при получении безвозмездных поступлений и в иных ситуациях.

Теперь доходы следует разделять на две группы. Те, что получены от обменных операций, называют обменные доходы. К ним относят поступления от операций с активами и имуществом учреждения. Необменные доходы — те, что получены от необменных операций. К ним относятся поступления от налогов, взносов, штрафов, безвозмездных поступлений из бюджета, возмещение неустоек, ущерба, вреда и прочее.

Влияние изменений курсов иностранных валют

Действующие нормы по ведению бухучета устанавливают, что любая операция хозяйственной жизнедеятельности субъекта отражается в учете в рублевом эквиваленте. То есть если операцию совершили в иностранной валюте, то сумму необходимо пересчитать. Порядок и правила пересчета закрепляют ФСБУ.

Новый стандарт устанавливает методы и порядок пересчета стоимости активов и обязательств, предусмотренные для заграничных российских учреждений. Также положения закрепляют правила отражения данных сведений в отчетности организаций бюджетной сферы.

Стандарты бухучета 2018 года

С января 2018 года действуют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета, утвержденные приказами Министерства финансов РФ еще 31.12.2016:

  1. Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора (№ 256н).
  2. Основные средства (№ 257н).
  3. Аренда (№ 258н).
  4. Обесценение активов (№ 259н).
  5. Предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности (№ 260н).

Программа внедрения нового учета регламентирована приказом Минфина России от 31.10.2017 № 170н.

Основные средства

В учете основных средств в учреждениях госсектора изменится группировка объектов ОС: теперь нежилые помещения, здания и сооружения объединят в одну группу, а для многолетних насаждений создали отдельную категорию. Библиотечный фонд учреждения теперь не выделяется в отдельную группу.

ФСБУ ввел абсолютно новое понятие «инвестиционная недвижимость» для недвижимых объектов учреждения, которые сдаются в аренду или увеличивают стоимость остального имущества. Такая недвижимость не используется учреждением для выполнения основных видов деятельности.

С 2018 года основные средства разрешено учитывать комплексно. Например, объединить офисную технику в один объект. Аналогичным образом объединяют офисную мебель (стол, шкаф, кресло) или другие объекты.

Изменены границы стоимости объектов основных средств. Теперь к малоценным будут относиться все объекты стоимостью менее 10 000 рублей. Их следует учитывать на забалансовом счете.

100% амортизация теперь начисляется на ОС стоимостью до 100 000 рублей, как и в налоговом учете. Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 рублей учитывается аналогичным образом.

Для объектов стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация рассчитывается по-новому. Используют три метода:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально объему произведенной продукции.

Придется пересчитать и доначислить амортизацию. В помощь бухгалтерам бюджетной сферы Минфин выпустил методические рекомендации по переходу и внедрению новых правил. Указания содержатся в письме от 30.11.2017 № 02-07-07/79257.

Отчетность

Этот ФСБУ содержит методологию составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Некоторые отчетные данные придется раскрывать в обязательном порядке.

Активы и обязательства учреждения будут разделены на краткосрочные и долгосрочные, или оборотные и внеоборотные соответственно.

Также чиновники определили ряд принципов, которым должна отвечать бюджетная отчетность учреждения:

  • уместность (релевантность);
  • достоверное предоставление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок);
  • верификация;
  • своевременность;
  • существенность;
  • сопоставимость;
  • понятность.

Аренда

Если учреждение арендует имущество или сдает основные средства в аренду, такие операции следует проводить в соответствии с новым федеральным стандартом. Чтобы правильно отразить операции в учете, необходимо определить, к какой категории относится аренда: к операционной (нефинансовой) или к неоперационной (финансовой).

Имущество, полученное по неоперационной сделке, учитывают в составе основных средств бюджетного учреждения. Одновременно к учету принимают и денежное обязательство в сумме кредиторской задолженности по арендной плате.

Не применять эти правила учреждение вправе, если государственной организации предоставляют активы во временное владение или пользование. Например, биологические или нематериальные активы во временном пользовании.

Об авторе статьи
Евдокимова Наталья
Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Распечатать
Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!
Поделитесь с друзьями:
Вместе с эти материалом часто ищут:
Рассмотрим основные нововведения 2018 в бухгалтерском учете. Какие изменения ждут бухгалтера после новогодних праздников, а что скорректировать придется уже в декабре 2017 года?
18 декабря 2017

Индексация пенсий — это ежегодный пересчет стоимости пенсионных баллов в сторону увеличения с учетом темпа роста инфляции. Ежегодное повышение касается не всех государственных выплат. Для некоторых категорий граждан оно приостановлено.

12 августа 2019
НДФЛ и страховые взносы — два основных вида налоговых обязательств, которые применяют все организации без исключения. Рассказываем, какие изменения ждут бухгалтеров в 2020 году.
25 декабря 2017
Налоговое законодательство значительно меняется с нового года. Мы собрали все изменения в налоговом учете, которые вступают в силу с января 2018 года.
22 декабря 2017