Статья подготовлена экспертом компании «ФИНАТЕК»
Проблемы с формированием ПФХД
Большинство пользователей при формировании ПФХД сталкиваются с трудностями. У одних совсем нет инструментов для формирования плана (отсутствуют какие-либо автоматизированные помощники), у других, наоборот, есть государственные и ведомственные системы, но они лишь позволяют внести уже готовые цифры. А откуда эти цифры взять? И как потом обосновать эти цифры при проверке контрольных и надзорных органов?
В новом приказе Министерства финансов № 186н от 31.08.2018 появилась обязанность формировать ПФХД с учетом взаиморасчетов между головным учреждениями и филиалами. Это значит, что если учреждение имеет филиалы, то планов ФХД составляет несколько в рамках одного юридического лица. Все эти планы нужно сформировать, проверить, утвердить. И важно не забыть про взаиморасчеты между головными учреждениями и филиалами.
Размещение ПФХД на портале открытых данных bus.gov.ru прописано в приказе. Как же решить эти проблемы?
Нормативно-правовые акты
Новый приказ Министерства финансов № 186н от 31.08.2018 «О требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России 17н от 07.02.2020, является основным документом, регламентирующим требования к составлению ПФХД, порядок его утверждения, особенности формирования расчетов обоснований с учетом взаиморасчетов между головным учреждением и филиалами.
Каждый учредитель в отдельном внутреннем приказе определяет особенности формирования, сроки предоставления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности для подведомственных бюджетных и автономных учреждений.
При составлении плана ФХД устанавливается плановый объем поступлений и выплат денежных средств. План финансово-хозяйственной деятельности должен составляться на основании обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат.
Показатели плана и обоснования (расчеты) плановых показателей должны формироваться по соответствующим кодам (составным частям кода) бюджетной классификации РФ в части:
- планируемых поступлений;
- планируемых выплат;
- перечислений средств в рамках расчетов между головным учреждением и обособленными подразделениями.
Обоснования доходов
Обоснования (расчеты) плановых показателей поступлений формируются на основании расчетов соответствующих доходов с учетом возникшей на начало финансового года задолженности перед учреждением по доходам и полученных на начало текущего финансового года предварительных платежей по договорам, что предопределяет необходимость формирования системы таблиц расчета доходов. Обоснования доходов формируют в разрезе видов доходов, в том числе:
- от использования собственности (в том числе доходов в виде арендной платы, платы за сервитут, от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации);
- от оказания услуг (выполнения работ), компенсации затрат учреждений (в том числе в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, доходы от оказания услуг, выполнения работ в рамках установленного государственного (муниципального) задания, доходы от оказания услуг (выполнения работ) за плату сверх установленного государственного (муниципального) задания и т. д.);
- в виде штрафов, возмещения ущерба (в том числе включая штрафы, пени и неустойки за нарушение условий контрактов);
- в виде безвозмездных денежных поступлений (в том числе грантов, пожертвований);
- в виде целевых субсидий и субсидий на осуществление капитальных вложений;
- от операций с активами (в том числе доходов от реализации неиспользуемого имущества, утиля, невозвратной тары, лома черных и цветных металлов).
Обоснования расходов
Обоснования плановых показателей выплат формируются на основании расчетов соответствующих расходов с учетом произведенных на начало финансового года:
- предварительных платежей (авансов) по договорам;
- сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов;
- пени;
- штрафов;
- принятых и неисполненных на начало финансового года обязательств.
Это предопределяет необходимость формирования системы таблиц расчета расходов. Расчеты сформированы в разрезе видов расходов, в том числе на:
- оплату труда и страховых взносов на обязательное социальное страхование;
- выплаты компенсационного характера персоналу, за исключением фонда оплаты труда;
- выплаты по социальному обеспечению и иные выплаты населению, не связанные с выплатами работникам, возникающими в рамках трудовых отношений;
- уплату налогов, сборов и иных платежей;
- безвозмездные перечисления организациям и физическим лицам;
- закупку товаров, работ, услуг, в том числе услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, аренду имущества, содержание имущества, обязательное страхование, повышение квалификации; приобретение объектов движимого имущества, приобретение материальных запасов;
- прочие выплаты (кроме выплат на закупку товаров, работ, услуг);
- осуществление капитальных вложений.
Расчет расходов осуществляется по видам расходов с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением услуг (выполнения работ) и требований, установленных нормативными правовыми актами, в том числе ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, стандартами, порядками и регламентами (паспортами) оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Для сферы в области культуры таких документов нет. В рамках обеспечения образовательной деятельности разработан массив федеральных государственных образовательных стандартов, которые частично могут быть использованы как документы, определяющие нормы трудовых, материальных, технических ресурсов.
Автоматизация ПФХД
Для автоматизации формирования, согласования и утверждения процессов планирования финансово-хозяйственной деятельности в бюджетных и автономных государственных (муниципальных) учреждениях используется ЭС «РАМЗЭС 2.0». Использование автоматизированной системы, в отличие от любых инструментов ручного ввода или общедоступных программных продуктов, позволяет учредителю, подведомственным учреждениям и филиалам:
- Проводить качественное планирование, исходя из выделенных учреждению средств в разрезе видов финансового обеспечения и дальнейшего распределения по филиалам и учета взаиморасчетов (в настоящий момент аналогов этому функционалу не имеется).
- Рассчитывать и обосновывать (5-уровневая детализация) каждую из статей расходов и доходов плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) подведомственных учреждений, в том числе в разрезе филиалов.
- Загружать сведения по обоснованиям расходов и доходов в систему в автоматическом режиме, что позволяет сокращать время на ручной ввод более чем в 18 раз.
- Автоматически формировать сведения по закупкам, исходя из расчетов обоснований по закупкам, что позволяет исключить ошибки планирования по 44-ФЗ и 223-ФЗ и ошибки в горизонте планирования.
- Исключать ошибки, получая своевременное оповещение о всех нормативно-правовых изменениях.
- Вносить корректировки в ПФХД, сохраняя всю историю изменений и все предыдущие редакции плана.
- Проводить моментальный системный анализ, что позволяет избежать ошибок, возникающих при формировании отчета при использовании Excel.
- Значительно сокращать объем бумажного документооборота при переходе на электронный документооборот (ЭДО) с использованием сертификатов электронной подписи.
- Сокращать (от 3 до 14 раз) время обработки сотрудниками учредителя и учреждений при выполнении типовых операций по составлению, формированию, проверке и согласованию документов.
Вот так выглядит интерфейс специализированной системы для обоснования расходов в разрезе КОСГУ, КВР, виду ФО:
Загрузка ПФХД на порталы размещения информации
По своей структуре ПФХД (подлежит размещению на bus.gov.ru) содержит информацию в табличном виде о плановых объемах доходов и расходов учреждения по видам финансового обеспечения (госзадание, иные цели, платные услуги, ОМС) и кодам бюджетной классификации (КФО, КВР, КОСГУ и др.), включая детализированные обоснования запланированных поступлений и выплат. Вот как выглядит интерфейс интерактивного отчета ПФХД:
Сервис «РАМЗЭС 2.0» имеет возможность интеграции с действующими информационными системами федерального (bus.gov.ru, Электронный бюджет) и регионального (КейСистемс, 1С, БФТ, Парус, Криста и др.) уровней, что обеспечивает оперативность внедрения веб-сервиса и исключает «двойное» заполнение данных. Например, типовое бюджетное учреждение регионального Минздрава тратит на внесение данных ПФХД на bus.gov.ru 3-4 человеко-часа. Пользователь ЭС РАМЗЭС вносит эти данные за 30-40 секунд за счет интеграции с помощью файла XML-формата. Мы считаем, что интеграция должна быть у всех систем автоматизации плана ФХД для максимального упрощения работы, предотвращения ошибок и двойного ввода данных.
Пользователями веб-сервиса «РАМЗЭС 2.0» являются бюджетные и автономные учреждения таких органов исполнительной власти:
- Росавиация;
- Росморречфлот;
- Росрыболовство;
- Росгидромет;
- Роспотребнадзор;
- Министерство культуры РФ;
- Министерство природных ресурсов и экологии РФ;
- Минобрнауки РФ;
- Департамент здравоохранения г. Москвы;
- Префектура г. Москвы;
- Министерство здравоохранения Московской области;
- Министерство здравоохранения Сахалинской области;
- Департамент здравоохранения Ненецкого автономного округа;
- Министерство физической культуры и спорта Московской области;
- Министерство культуры и туризма Рязанской области;
- Департамент архитектуры и градостроительства Воронежской области.
Система используется и во многих муниципальных учреждениях разных регионов нашей страны.
О государственном задании
Приказ Министерства финансов № 132н от 08.06.2018 определяет порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуру и принципы назначения» в части формирования планов финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. По положениям приказа Минфина № 186н, показатели плана и обоснования (расчеты) плановых показателей должны формироваться по соответствующим кодам (составным частям кода) бюджетной классификации.
По статье 69.2 БК РФ показатели государственного задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ) и для определения объема субсидий на выполнение государственного задания бюджетным или автономным учреждением.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. Подробно о расчете нормативных затрат мы рассказывали в статье «Как планировать бюджет сети подведомственных учреждений с помощью веб-системы».