Инвентаризационная комиссия в 2022 году. Кто должен быть председателем инвентаризационной комиссии
Ни дня без инструкций
Поиск
Ни дня без инструкций
Бухгалтерия

Состав инвентаризационной комиссии

Федеральным законом о бухучете установлена обязанность каждой организации, имеющей активы и обязательства, проводить их ревизию. Этим занимается инвентаризационная комиссия, которая создается определенным образом, и не каждый работник может в нее войти.

Кто входит в инвентаризационную комиссию

Для ревизии потребуется создание инвентаризационной комиссии. Положением по бухгалтерскому учету и отчетности в РФ, утвержденному Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, установлен следующий перечень ситуаций для обязательной ревизии в организации:

  • аренда, выкуп, продажа имущества фирмы;
  • реорганизация или ликвидация общества, преобразование государственного предприятия или МУП;
  • для составления бухгалтерией отчетности за год (кроме имущества, проверенного после 1 октября того года, за который подают отчетность);
  • смена материально-ответственных лиц;
  • если выявлены злоупотребления, порча или хищение имущества;
  • после ЧС.
ВАЖНО!
Ревизию библиотечных фондов проводят раз в пять лет, а основных средств — раз в 3 года.

Состав и порядок формирования инвентаризационной комиссии определяется соответствующим приказом по организации. 88 Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 утверждена форма № ИНВ-22 для такого случая, однако с 01.01.2013 она не является обязательной. Но если использовать ее как основу, то приказ выглядит так:

Законом не установлена обязанность организаций создавать отдельное положение для проведения ревизии. Однако, поскольку ее проведение обязательно, когда утверждают состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии, локальный нормативный акт желательно издать, отразив следующие моменты:

  • основания проведения;
  • порядок проведения;
  • периодичность;
  • кто должен быть председателем инвентаризационной комиссии;
  • ее состав;
  • перечень проверяемых активов и обязательств (основные средства, нематериальные активы, материальные ценности и пр.);
  • сроки проведения;
  • действия по каждому этапу;
  • документы, которые оформляют по итогам проведения.
ВАЖНО!
Даже если отдельного положения в организации нет, эти моменты необходимо отразить в приложении к учетной политике по бухучету.

Председатель комиссии при инвентаризации

Руководитель — первое должностное лицо организации и тот, кто назначает состав инвентаризационной комиссии. Он выбирает из числа работников тех лиц, кто максимально компетентен в сферах аудита и учета, включая технических специалистов, и определяет, сколько членов должно быть в инвентаризационной комиссии. Например, количество стульев посчитает любой работник, а для учета финансовых обязательств нужен квалифицированный специалист.

Что касается назначения председателя, то варианты разные: как сам руководитель, так и его зам, руководитель ОСП или иное уполномоченное руководителем лицо.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете. Используйте эти инструкции бесплатно.

Кто проводит инвентаризацию

Также руководитель сам устанавливает количество членов комиссии при инвентаризации, прямых ограничений по числу участвующих лиц в законе нет. Если организация маленькая, допускается количество участников от 2 человек. Чем больше фирма, тем большее число проверяющих привлекается. Директор указывает всех проверяющих в своем приказе. Обычно комиссия состоит из представителей:

  • администрации общества;
  • бухгалтерии;
  • иных специалистов (инженер, юрист, кадровик, технический персонал).
ВАЖНО!
Чтобы не было проблем в дальнейшем, необходимо, чтобы все указанные в приказе люди явились на ревизию, поскольку в ином случае результаты такого учета будут признаны в суде незаконными.

Кого нельзя включать в состав комиссии

Исходя из изложенного, складывается впечатление, что ревизию проводит кто угодно. Но есть исключение, кого нельзя включать в состав инвентаризационной комиссии.

Речь идет о лицах, которые непосредственно отвечают за проверяемое имущество. Материально ответственные лица обязательно должны присутствовать при проверке имущества, но в число непосредственно проверяющих они не входят, поскольку являются лицами заинтересованными. И только следят за тем, чтобы все было учтено и посчитано верно.

Об авторе статьи
Яценко Виктория
Юрист по трудовому праву

Эксперт по трудовому праву и кадровым вопросам. Последние 7 лет работала инспектором по труду. Более 16 лет посвятила государственной службе. С 2017 года автор статей на кадровые темы для профильных изданий и сайтов.

Распечатать
Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!
Поделитесь с друзьями:
Вместе с эти материалом часто ищут:

С развитием электронного документооборота (ЭДО) электронная доверенность (ЭД) получила широкое распространение среди деловой документации и организаций, оказывающих услуги гражданам и юрлицам. При ее оформлении необходимо соблюдать требования законодательства.

2 июня 2022

Результаты инвентаризации нужно оформить документально. Члены комиссии заполняют инвентаризационные описи или акты и выдают свое заключение. Если выявили отклонения, опись не подойдет: понадобится сличительная ведомость.

21 сентября 2022

Новогодняя премия — это поощрение за достижение показателей по итогам года. Ее еще называют тринадцатая зарплата. Платить или нет такую доплату, руководитель решает на локальном уровне.

7 декабря 2021

Недостача — самый неблагоприятный исход инвентаризации, после которого виновным лицам придется возмещать утраченное имущество собственнику (организации или предпринимателю). Процедура взыскания денег с работников должна проводиться грамотно с учетом законных прав и интересов каждой стороны. Выявить нарушителей, запросить у них объяснительную о недостаче при инвентаризации, правильно посчитать ущерб и грамотно его взыскать — все это ляжет на «плечи» бухгалтерии. 

29 июля 2022