Сегодня большая часть жилищного фонда приватизирована. И если жильцы не создают ТСЖ или какое-либо другое сообщество, то управлением домов занимаются профессиональные компании. Но вопрос экономии во всех этих организациях одинаково актуален. О том, как управляющие компании могут оптимизировать различные процессы в обслуживании зданий, рассказывают эксперты разработчика мобильного приложения Мой Дом Онлайн.
Рациональный подход
В отличие от товарищества собственников, управляющая компания — организация коммерческая. Ее задача — работать на прибыль. Удачный бизнес характеризуется тем, что доходы превышают расходы. А так как УК — это еще и сервис, то она заинтересована в том, чтобы обслуживать клиентов как можно лучше.
Чтобы реализовать эти установки, нужно очень рационально подойти к своей работе. Просчитывать все действия так, чтобы расход не превышал доход.
В управляющих компаниях, как правило, довольно большой штат обслуживающего персонала. Сэкономить на сантехниках, электриках и инженерах не получится. Товар почти штучный. Найти профессионалов непросто, заменить их машинами тоже не получится. Но заставить их работать эффективней вполне возможно. Достигается это контролем и анализом их деятельности через цифровые сервисы.
Неплохо можно экономить на материалах. Самые затратные мероприятия управляющих компаний — это текущие и капитальные ремонты разного рода коммуникаций, починка крыши, изменения в трубопроводах, переделка фасада, уборка снега зимой.
Можно взять пример с автомашиной. Если хозяин вовремя меняет масло, следит за тормозными колодками и за работой двигателя и, вообще, решает все возникшие проблемы по мере их поступления, то есть шанс надолго отсрочить капитальный ремонт или вовсе его избежать.
Так следует относиться и к обслуживанию здания. Вовремя проделанные текущие ремонты, промывка труб, их правильная подготовка к зимнему и летнему сезонам, регулярные обходы инженерных систем, выявление и исправление их недостатков сократят эксплуатационные расходы в будущем.
Очень удобной для управляющих компаний стала программа капитального ремонта многоквартирных домов. Если работы в его рамках проведены качественно, то необходимости в текущих ремонтах достаточно долгое время не возникает. Из плановых также выпадают очень затратные работы: ремонт крыш, трубопроводов, электрической проводки и т. д. Соответственно, использование ресурса оператора капитального ремонта снижает расходы УК.
Можно сэкономить и при привлечении сторонних организаций. Но тут все зависит от размеров управляющей компании. К примеру, зимой нужно убирать снег. В этом случае все зависит от размеров управляющей организации. Если у нее только два-три дома, то ей невыгодно покупать свою снегоуборочную технику. Ее можно заказать и заплатить достаточно большие деньги относительно одного дома. Но суммарно это будет дешевле, чем покупать свою.
Если компания крупная и в ее ведении несколько сотен и больше домов, то целесообразно приобрести собственную снегоуборочную технику, потому что ее эксплуатация будет гораздо дешевле, чем при заказе у подрядчика.
Цифровизация сервисов
Некоторые крупные компании держат отдельную студию для видеонаблюдения, где охранники просто смотрят то, что происходит на мониторах. Причем их бывает несколько, работают они посменно. Но времена меняются, и сегодня рынок предлагает большое количество цифровых сервисов, способных оптимизировать подобные внешние ресурсы. Можно установить видеокамеру, которая сама предупреждает о внештатной ситуации. Необходимость в охранниках отпадает, а значит, экономятся финансовые ресурсы, которые можно использовать для чего-то более важного.
У жителей многоквартирных домов достаточно вопросов, возникающих к управляющей компании. И чем больше задач житель решает, приходя в офис, тем дороже это обходится УК. Содержание штата, помещения, компьютерной техники, затраты на электроэнергию.
Новые цифровые сервисы сокращают количество причин, по которым жильцам необходимо идти в офис. Переход на цифровой паспортный стол, цифровую диспетчерскую, возможность делать заявки, сверять квитанции, производить платежи в онлайн-формате — все это экономит управляющим компаниям существенные финансовые средства.
Полностью можно оптимизировать работу диспетчерских служб, заменив людей на одного робота-диспетчера, и он будет не хуже диспетчеров справляться с приемом заявок и обращений. Переход на электронные сервисы значительно сокращает очереди в офисах. Люди не стоят в ожидании руководителей и других ответственных лиц компании. Даже встречи сотрудников УК с проверяющими органами переносятся в онлайн-пространство. Как результат — значительная экономия не только времени, но и денег управляющей компании.
Надо отметить, что в России такие сервисы стали уже привычными для большинства населения. Но еще есть страны, где счета оплачивают в офисах, и к тому же наличными. Это создает дополнительные затраты на кассира, кассовый аппарат, инкассацию, помещение и даже на бумагу для чеков.
Драйверы оптимизации
Стремление сэкономить есть не у всех управляющих организаций. Большие управляющие компании, вышедшие из ДЭЗов прошлого века, по инерции продолжают их традиции. То есть раньше они обслуживали район или даже город, а превратившись в частные предприятия, не потеряли связи с городскими властями и продолжают работать по-старому, без желания что-либо оптимизировать.
Новые компании среднего размера, как показывает опыт, — основные драйверы оптимизации. Они уже достаточно большие, начинают думать о перспективах своего бизнеса и стараются работать эффективно. К тому же у них есть ресурсы, и они готовы к внедрению современных технологий.
Третья группа — созданные крупными застройщиками компании, также ориентированные на бизнес. Поэтому и подход к работе у них более современный. Они создают собственное программное обеспечение или заказывают его. Следят за всеми процессами. Для них важно, чтобы компания развивалась, поэтому используют все возможности оптимизации.
Но самые «отчаянные» оптимизаторы — это ТСЖ. У них нет задачи получить прибыль. Есть только цель — как можно качественней обслужить конкретное здание или группу зданий. Денег у них немного, а те, которые есть, тратятся очень расчетливо. На штате там не сэкономишь — он минимальный. Основная экономия — на материалах и подрядчиках.
Таким образом, при разумном и ответственном подходе управляющая компания всегда может найти способы оптимизировать часть процессов.
Статья подготовлена экспертом разработчика мобильного приложения Мой Дом Онлайн