Основные принципы
Государство не только распределяет финансы, но и предоставляет гражданам различные услуги. Они закрепляются в государственных заданиях (ГЗ, или госзаданиях) казенных, бюджетных, автономных организаций. Как и любой товар, государственные и муниципальные услуги тоже имеют стоимость. В бюджетном законодательстве разъясняется, каким источником средств является субсидия на госзадание — это средства, которые выделяются на исполнение госуслуг. Ряд организаций полностью покрывает затраты за счет госсубсидирования.
Как и все поступления, субсидии на выполнение государственного задания являются доходами организации: некоторые учреждения получают субсидирование в качестве одного из источников дохода. Финансирование осуществляется через денежное обеспечение государственного задания (ст. 69.2, ст. 78.1 БК РФ), порядок устанавливается учредителем. Алгоритм действий таков:
- Исполнительная ветвь власти в лице каждого субъекта, министерства и ведомства устанавливает перечень услуг, которые будут предоставляться, на основании общероссийского базового (отраслевого) перечня.
- Определяет нормативную стоимость каждой госуслуги.
- Утверждает как учредитель виды и стоимость услуг.
- Закрепляет наименование и код субсидии по каждой услуге.
- Утверждает (согласовывает) план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), в котором определяется порядок финансового обеспечения организации как за счет субсидирования на государственное задание, так и за счет иных источников дохода.
- Разрабатывает форму соглашения: субсидия бюджетному учреждению на выполнение государственного (муниципального) задания предоставляется на основании соглашений о порядке финансирования, в котором определяет график перечисления средств и т. д.
Наиболее широкое распространение госсубсидирование получило в бюджетных и автономных учреждениях.
Подробнее: порядок подготовки госзадания на следующий год
Расчет
В ст. 69.2 БК РФ указано, на что можно потратить субсидию на обеспечение выполнения госзадания — на реализацию основных направлений деятельности (оказание услуг) учреждения. Направление расходования средств указывается в плане финансово-хозяйственной деятельности.
Госсубсидии рассчитываются как произведение цены услуги и количества пользователей. Для некоторых организаций субсидии по государственному заданию — это единственный источник финансирования. Но для учреждений не исключена и возможность частичного распределения ассигнований от государства, местного бюджета и приносящей доход деятельности. Например, перечисление родительской платы за детский сад является частью оплаты государственной услуги.
По постановлению Правительства РФ № 640 от 26.06.2015 размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания определяется по формуле:

Часто организация предоставляет несколько госуслуг. Расчет каждой из них определяет выделяемый объем денег, а сумма по всем госуслугам составит совокупное финансирование государственного задания. От количества и объема оказываемых услуг зависит, какой размер субсидии должен быть перечислен учреждению за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и исполнен по итогам года.
Расчет несложен, затруднения возникают при учете расходов по каждому отдельному источнику поступления средств. Учет затрат на исполнение государственного задания — достаточно трудоемкий процесс, если предоставляется несколько услуг. Раздельный учет субсидирования по каждому направлению существенно упростит составление отчетов о выполнении госзадания и ПФХД.
Получение
Регулирует порядок формирования госзадания ПП РФ № 640 от 26.06.2015. В этом нормативе указано, финансовое обеспечение деятельности каких учреждений осуществляется в соответствии с субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания — бюджетных и автономных учреждений государственного и муниципального подчинения.
Порядок получения денег закрепляется учредителем отдельным документом — соглашением о порядке получения субсидии. В этот документ включается вся сумма, которая полагается организации, указываются объемы и сроки перечисления денег. Субсидирование перечисляют по графику из соглашения (п. 45 Положения 640). Соглашение включает в себя не только финансовое обеспечение ГЗ, но и финансирование иных целей, если такие обоснованы и утверждены.
Подробнее: как формируется госзадание для казенных учреждений
Возврат
Случается, что организация не выполняет государственное задание. В таких случаях оставшиеся деньги необходимо вернуть учредителю. По правилам возврат субсидии на выполнение государственного задания осуществляется при невыполнении показателей, установленных госзаданием, с учетом допустимого отклонения. Расчет возвращаемой суммы аналогичен исчислению поступления финансового обеспечения задания. Обратите внимание, что субсидирование носит документально обоснованный характер (абз. 3 пп. 2 п. 5 ст. 69.2 БК РФ). Чтобы избежать вопросов от проверяющих, оформите соответствующие уточнения к госзаданию и всем связанным с ним документам.
Связь с госзакупками
Субсидирование государственного задания идет не только на оказание госуслуг. Бюджетные учреждения вправе осуществлять государственные закупки за счет выделенных государством средств. В БК РФ разъясняется, чем регламентируются закупки субсидии на выполнение государственного задания — все заказы из субсидиарных денег проводятся только в рамках 44-ФЗ. Разрешается приобретать только те товары, работы и услуги, которые необходимы для реализации проектов и целей, закрепленных в ГЗ. Нецелевая закупочная деятельность приведет государственного заказчика к штрафам.
Для автономных учреждений действуют иные правила. Минфин разъясняет, на что можно тратить субсидии госзадания автономным учреждениям: если такие организации получают субсидированные средства на выполнение госзадания, а цель их субсидирования — капитальные вложения, то целевые заказы ведутся по 44-ФЗ (Письмо Минфина № 02-02-04/68092 от 29.12.2014). Но целевые деньги тратят исключительно на то, для чего их выделили.
Субсидирование на иные цели используется на усмотрение автономного заказчика — он вправе осуществлять закупки как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Аналогичное правило распространяется и на средства, полученные от предпринимательской деятельности. Если автономное учреждение не разместит в Единой информационной системе положение о закупке в установленный срок, то проводить заказы по 223-ФЗ у него не получится. Об этом говорится в ч. 4 ст. 8 223-ФЗ.
Подробнее: как сформировать госзадание для образовательного учреждения.
Частые вопросы про госсзадание
К какому источнику финансирования относится субсидирование государственного задания
В БК РФ указано, субсидия на госзадание — это бюджетные средства или внебюджетные: это средства бюджета. К внебюджетным источникам финансирования относятся доходы от платных услуги и безвозмездные пожертвования на имя организации.
Кто рассчитывает госсубсидирование
В ст. 6 БК РФ определено, кто рассчитывает объем субсидии для муниципального учреждения — его учредитель. Обязанность по расчету государственных и муниципальных заданий лежит на главном распорядителе бюджетных средств, который обычно и является учредителем многих организаций. ГРБС рассчитывает субсидирование и доводит финансирование на основе показателей, которые ему предоставляет подведомственное учреждение.
Что учесть при составлении соглашений
Соглашение о субсидировании составляется на основании госсзадания. Если в течение года понадобится внести изменения, то к основному соглашению составляют дополнительные соглашения. ГРБС неоднократно поясняли, может ли быть на одно муниципальное задание два соглашения на субсидию — нет, на каждое ГЗ составляется только одно соглашение.
Как получить субсидирование по ГЗ, если организация-получатель находится на ремонте
Особых правил, если учреждение находится в капитальном ремонте, как оформить субсидию на муниципальное задание, нет. Если вы на капремонте и временное не выполняете услуги в соответствии с уставной деятельностью, то субсидирование вам не положено. Если же вы продолжаете оказывать госуслуги, то оформите государственное задание и получите финансирование в порядке, описанном в ПП РФ № 640.
Например, если ваша школа на капремонте, но занятия проводятся на базе других школ, то вас обязательно просубсидируют. Но надо учесть ряд нюансов: чьи учителя проводят уроки, чью материально-техническую базу используют. Если ваши учителя, то им надо платить зарплату по фактической отработке. Если используются ваши учебники, то это тоже следует отметить. Все эти расчетные показатели необходимо передать главному распорядителю (учредителю). ГРБС учтет фактические и нормативные показатели, рассчитает финансирование и подпишет с вами соглашение о субсидии на госзадание на год. Деньги выделят в нужном объеме по графику.