Особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях в 2019 году
Ни дня без инструкций
Поиск
Ни дня без инструкций
Бухгалтерия

Централизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Бюджетные учреждения могут самостоятельно вести бухучет или передать полномочия в централизованную бухгалтерию. Рассказываем, как правильно организовать централизованное бухгалтерское обслуживание.
Содержание

Централизованный учет

Централизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений — довольно актуальный вопрос, ответ на который требует детального анализа финансового положения госучреждений.

Если объем финансирования достаточный, а также имеются существенные поступления от предпринимательской деятельности, то наличие штатного бухгалтера экономически оправдано. Если в госучреждении дефицит бюджета, то в целях экономии целесообразнее передать бухучет сторонней организации, то есть централизованной бухгалтерии.

В отличие от коммерческих структур, централизованный бухгалтерский учет организует учредитель или орган исполнительной власти муниципального образования. Решением учредителя выделяется особое структурное подразделение или самостоятельное учреждение, которое наделяется соответствующими правами и полномочиями.

Например, в муниципальном образовании создано МКУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию образовательных учреждений района», которое осуществляет бухгалтерское сопровождение всех школ, детских садов и учреждений дополнительного образования детей в районном центре.

Правовые особенности

Рассмотрим отличительные особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях в виде таблицы:

Показатель

Комментарий

Правовой статус

Для структурного подразделения основным нормативным документом будет являться распоряжение органа власти о его создании.

Для самостоятельной организации основной документ — Устав, а также распоряжение учредителя о создании МУ.

Взаимоотношения

Независимо от правового статуса централизованной бухгалтерии, взаимоотношения с госучреждениями должны быть оформлены официально. В данном случае необходимо составить договор на бухобслуживание, в котором следует подробно описать права и обязанности сторон.

Право подписи

Обязательное условие, которое должно быть прописано в договоре на бухобслуживание. Доступно два варианта:

  1. Право первой подписи сохраняется за руководителем БУ.
  2. Передается по доверенности руководителю централизованной бухгалтерии.

Прием-передача

При заключении договора на бухобслуживание представители сторон должны обозначить порядок приема-передачи первичной документации, учетных регистров и отчетности. По факту передачи должен быть составлен акт.

Как организовать бухгалтерский учет

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях несет руководитель. Передача полномочий сторонней организации не снимает ответственности с директора БУ.

Для каждой обслуживаемой организации должна быть разработана и утверждена самостоятельная учетная политика. Разрабатывает документ сотрудник централизованной бухгалтерии, а утверждает руководитель госучреждения.

Объединение учета по нескольким обслуживаемым госучреждениям недопустимо. То есть ЦБ обязана вести раздельный бухгалтерский учет по каждой организации. Объединять регистры и отчетность также недопустимо. Для решения данного вопроса используются автоматизированные программы для ведения бухучета.

ВАЖНО!
При передаче полномочий по бухучету сторонней организации учреждение сохраняет свои права как руководителя.

То есть руководитель БУ самостоятельно:

  • решает кадровые вопросы и вопросы, связанные с размером оплаты труда (прием, увольнение, стимулирование, взыскание, утверждение штатного расписания);
  • планирует и управляет расходами учреждения (составляет план финансово-хозяйственной деятельности, план закупок, план-график закупок);
  • заключает или расторгает договоры поставки или закупки товаров, работ и услуг (для обеспечения выполнения муниципального задания);
  • принимает решения по вопросам, относящимся к финансово-хозяйственной деятельности.
Об авторе статьи
Евдокимова Наталья
Евдокимова Наталья
Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Распечатать
Поделитесь с друзьями:
Вместе с эти материалом часто ищут:

Инструкция по бухучету в бюджетных учреждениях — это законодательные нормативы, регулирующие порядок ведения БУ в организации. Приведем актуальные нормативно-правовые акты для скачивания и использования в работе.

17 февраля 2021
Учетная политика — это основополагающий финансово-экономический документ, который устанавливает правила организации и ведения бухучета в рамках конкретного субъекта. Рассмотрим, какие особенности по видам деятельности нужно учитывать при составлении документа.
30 сентября 2019

Нематериальные активы в бюджетном учете — это специфический вид нефинансового имущества организации. В 2022 году правила изменились.

14 апреля 2021

Код КВР в бюджетном планировании позволяет классифицировать виды расходов по однотипным операциям в части исполнения источника финансирования по их содержанию. В порядок кодировки на 2024 год внесли изменения.

6 декабря 2023