Нормативно-правовое регулирование
Ключевой нормативный документ, который устанавливает основные аспекты бухучета (БУ) для российских экономических субъектов, — это Федеральный закон № 402 от 06.12.2011.
Для учреждений бюджетной сферы Министерство финансов Росси разработало ряд дополнительных НПА, которые определяют характерные особенности ведения и значение бухгалтерского учета. О действующих инструкциях мы рассказывали в отдельном материале «Работаем правильно: все инструкции по бюджетному учету».
Помимо инструкций по БУ, с января 2020 года вступили в силу федеральные стандарты бухучета. Теперь все организации государственного сектора обязаны вести БУ в соответствии с новыми положениями. В части организации ведения БУ и составления отчетности введены два Приказа Минфина — № 256н и № 260н от 31.12.2016.
Данная нормативно-правовая база является фундаментом при определении методов и форм ведения бухучета в каждой конкретной организации. То есть каждый экономический субъект самостоятельно выбирает метод и способ ведения бухучета и закрепляет данный выбор в учетной политике.
Фундаментальная цель бухгалтерского учета
Ключевая цель БУ — это сбор, систематизация и обобщение информации о хозяйственной жизни предприятия, которая необходима для составления достоверной и полной картины о финансово-экономическом положении субъекта и результатах его деятельности. Иными словами, бухучет позволяет систематизировать все хозяйственные операции и факты деятельности, чтобы затем обобщить данную информацию и отразить в бухгалтерской отчетности. Цели и задачи бухгалтерского учета неразрывно связаны между собой.
Основные задачи и функции бухгалтерского учета
В отличие от коммерческих структур, для которых задачи бухгалтерского учета сформулированы в п. 4 Приказа Минфина № 34н, в бюджетной сфере аналогичный перечень отсутствует. Основные задачи бухучета для госучреждений формируются в соответствии с действующей инструкцией по БУ № 157н, а также на основании Приказа Минфина № 256н.
Основные задачи бухгалтерского учета:
- Сбор, обработка и систематизация достоверных данных о хозяйственной жизни субъекта, его финансовом состоянии, имущественном положении.
- Обеспечение всех пользователей, как внешних, так и внутренних, всей необходимой информацией для организации и проведения контроля в части соблюдения норм действующего законодательства.
- Определение финансового результата хоздеятельности госучреждения, а также проведение фактической оценки и анализа степени исполнения бюджетных смет и назначений.
- Непрерывный и тотальный контроль над целесообразностью и обоснованностью осуществляемых трат, своевременное пресечение и предупреждение незаконных действий.
- Выявление нарушений в сфере планирования, создания, распределения и исполнения бюджетных назначений.
- Выявление скрытых резервов и ресурсов госпредприятий для их рационального перераспределения с целью повышения эффективности их использования.
Ключевые функции бухучета государственных и муниципальных организаций вытекают из сформированных выше задач БУ.
Сформируем основные функции бухучета кратко:
- сбор и обработка информации о фактах хоздеятельности;
- документальное отражение в соответствующих формах (документирование фактов);
- организация контроля над полнотой и правильностью документирования операций;
- проведение анализа для выявления резервов и оценки рациональности и эффективности использования;
- обеспечение пользователей всей необходимой информацией.
Вышеуказанные задачи и принципы бухгалтерского учета возлагаются на отдельное структурное подразделение госучреждения — бухгалтерию. Либо создаются отдельные самостоятельные экономические субъекты — централизованные бухгалтерии. Об особенностях централизации БУ мы рассказывали в отдельной статье «Централизация бухучета бюджетных учреждений».
Бухгалтерия: функции и задачи отдела
Организация работы в государственных бухгалтериях существенно отличается от иных структур. Так, например, ключевые задачи и функции бухгалтерии госкомпании должны быть регламентированы в отдельном положении, если это структурное подразделение учреждения, либо в уставе и иных учредительных документах, если это централизованная бухгалтерия.
В документе данного вида следует предусмотреть не только структуру и обязанности штатных единиц бухгалтерии, но и особенности ведения БУ, специфичные конкретному виду деятельности госучреждения. Как метод, бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи должны быть закреплены в учетной политике субъекта в обязательном порядке. О том, как правильно составить документ для госкомпании, читайте в статье «Учетная политика бюджетного учреждения: как составлять по новым требованиям».