Какие НПА регулируют лимиты расхода топлива
Основным регулиру ющим документом по-прежнему являются Методические рекомендации Минтранса, утвержденные распоряжением № АМ-23-р от 14.03.2008 (в редакции от 30.09.2021). В 2023 году изменения в документ не вносились.
Методичка дает определение понятиям базовых, транспортных и эксплуатационных норм, которыми необходимо руководствоваться при использовании автотранспорта (АТ):
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
- базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;
- транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы;
- автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
- самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);
- транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа – до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.
Ни транспортная, ни эксплуатационная, ни базовая нормы расхода топлива на 100 км по приказу Минтранса на 2023 год не изменились по сравнению с предыдущим годом.
Базовые показатели в цитируемом документе представлены максимально полно буквально для каждой марки и модификации автотранспортных средств.
Обязательно ли использовать нормы Минтранса
Действительно, ранее такое требование было. Однако начиная с 2019 года Минтранс его смягчил, о чем сообщил в своих письмах от 26.09.2019 № 03-03-07/74189, от 27.11.2019 № 03-03-07/92049.
То есть использование автотранспорта не для коммерческих, а сугубо для хозяйственных целей не влечет обязанности устанавливать лимиты расхода топлива для служебных автомобилей.
Как разработать собственные нормативы
Давайте порассуждаем: допустим, нам неинтересны нормы списания ГМС и нормы расхода топлива по Приказу Минтранса 23-р в 2023 году, руководство предприятия решает их не использовать. Что ж, тогда придется разработать и ввести в действие свои показатели и лимиты. То есть надо набрать статистику, провести процедуру нормирования, затем заняться расчетами и только после этого утвердить полученные цифры и начать с ними работать.
Замечу, что зимняя норма расхода топлива по регионам в 2023 году рассчитывается в соответствии с данными все того же распоряжения Минтранса № АМ-23-р. Так что придется предусмотреть применение повышающих коэффициентов и в случае разработки собственных лимитов.
Для предприятия, у которого имеется небольшой автопарк, используемый только для своих нужд, это вряд ли целесообразно. Учитывать ГСМ можно по фактическим затратам. Надо лишь придирчиво относиться к первичным документам – чекам АЗС, актам, отчетам, путевым листам – и не допускать в них ошибок и неточностей.
Если же парк большой, а таблица расхода топлива по маркам автомобилей на 2023 год (равно как и на другие годы) содержит заниженные, по вашему мнению, значения, то — флаг вам в руки. Дерзайте — творите, рассчитывайте и утверждайте собственные показатели. Позаботьтесь, чтобы они были убедительны и для ФНС.
Зимние нормы расхода ГСМ и сроки их применения в 2023 году
В огромной стране, имеющей несколько климатических поясов, зима не наступает одновременно. Минтранс это учел. Даты перехода на «зимнее время» и его продолжительность (а по-простому: с какого по какое зимний период для автомобилей) установлены индивидуально для различных территорий. Например:
Территория |
Период применения |
Продолжительность |
---|---|---|
Краснодарский край |
С 1 декабря по 1 марта |
3 месяца |
Белгородская область |
С 15 ноября по 15 марта |
4 месяца |
Московский регион |
С 1 ноября по 31 марта |
5 месяцев |
Мурманская область |
С 1 ноября по 30 апреля |
6 месяцев |
Таймырский автономный округ |
С 15 октября по 15 мая |
7 месяцев |
Полную таблицу значений зимних надбавок по регионам России вы найдете в Приложении 2 к Методическим рекомендациям Минтранса.
Начало применения зимних нормативов необходимо оформить приказом. В нем укажите, с какого числа переход на зимние нормы расхода ГСМ в 2023 году по регионам, установленный Минтрансом, действует на вашем предприятии, повышающий коэффициент и ответственного за исполнение приказа.
Дополнительно: как составить приказ о нормах расхода топлива
Иные виды надбавок к базовым нормативам
О надбавке за работу АТ в зимнее время мы поговорили подробно. Существует еще масса надбавок – пункт 5 Методических рекомендаций. Вот лишь некоторые из условий применения повышающих коэффициентов:
- работа в горной местности (от 300 м над уровнем моря);
- работа на дорогах со сложным планом;
- работа в населенных пунктах;
- работа, требующая частых технологических остановок;
- движение с пониженной скоростью;
- обкатка новых и вышедших из капитального ремонта автомобилей;
- централизованный перегон;
- работа АТ старше 5 лет или с общим пробегом более 100 000 км;
- работа на участках дорог IV и V категорий (карьеры, поле, лес);
- чрезвычайные климатические и тяжелые дорожные условия.
Понижающие коэффициенты тоже есть. Они прописаны в п. 6 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
Может пригодиться: