
Суть и цель аналитики закупок
На крупных предприятиях создают аналитические отделы, в мелких компаниях эту работу поручают одному или нескольким опытным специалистам.
Вот что делают аналитики в тендерном отделе — определяют:
- стоит ли участвовать с конкретным товаром или услугой, и есть ли спрос на них;
- количество и сумму тендеров в отрасли или планируемой сфере деятельности;
- процент снижения цен и средние финансовые показатели в отрасли;
- уровень конкуренции на торгах;
- сезонность и регулярность торговых процедур;
- кто из конкурентов уже участвует в государственных тендерах и насколько успешно;
- с какими заказчиками уже сотрудничают конкуренты и есть ли какие-либо претензии к ним;
- объем государственных контрактов, заключаемых отдельными поставщиками;
- надежность и честность заказчиков и пр.
Полученную информацию анализируют, чтобы:
- вывести на рынок новый товар;
- улучшить качество;
- предусмотреть риски;
- отобрать поставщиков.
Информацию применяют для отчетов по итогам квартальных и годовых процедур.
Статьи по теме:
Объекты аналитики госзакупок
Анализ данных в госзакупках проводится с использованием ЕИС или специальных агрегаторов. Проводимая аналитика госзакупок и тендеров включает в себя три основных направления:
- Анализ уже завершенных процедур, в которых определен победитель. Эта информация доступна в разделе «Закупки» и имеет статусы «завершена» или «отменена». Данные о заключенных контрактах можно найти в реестре контрактов, анализ прошедших тендеров позволит собрать данные по выполненным и отмененным контрактам.
- Анализ текущих процедур, по которым идет прием заявок. Целью является принятие решения о возможном участии в процедурах. Анализируются требования заказчика к товару, расчет себестоимости и рентабельности, изучаются условия исполнения контракта.
- Третье направление — аналитика госконтрактов, которые еще не были опубликованы. Сведения об этих процедурах доступны в планах-графиках по 44-ФЗ, планах по 223-ФЗ и запросах цен.
Аналитика отрасли госзакупок
Отрасль анализируют по завершенным процедурам. Вот как в ЕИС сделать аналитику — используйте фильтры:
- 44-ФЗ или 223-ФЗ;
- ОКПД2;
- ключевые слова;
- завершенные закупки.

Анализируйте показатели:
- сумма исполненных контрактов;
- процент снижения цены;
- количество участников на одну закупку;
- количество несостоявшихся торгов;
- сезонность.
Анализ текущих закупок поставщиков и заказчиков
Текущие тендеры анализируют самостоятельно или в сравнении с отраслью для выявления сезонности.
Используют те же фильтры, как для анализа отрасли, только вместо завершенных закупок — текущие (этап приема заявок):

Информация по текущим тендерам необходима для:
- прогнозирования количества контрактов, которые можно заключить в отчетном месяце;
- улучшения предложений;
- оценки рыночного потенциала.
Аналитика отдельных заказчиков и поставщиков
Заказчиков и поставщиков анализируют по завершенным процедурам. Используйте фильтры:
- завершенные процедуры;
- наименование или ИНН заказчика, поставщика;
- ОКПД2 при необходимости.

Проводимая аналитика поставщиков в закупках в 2023 году выявляет конкурентов, их сильные и слабые стороны. Данные используют для оценки конкурентов. Кроме поставщика, заказчик в анализах также используется для мониторинга конкурентов.
Поиск по фильтрам и наименованию сформирует закупки, в которых участвовал конкурент. Анализ позволит определить:
- частоту заключения контракта с одним и тем же поставщиком;
- объем закупок заказчика;
- на какую тему поступают вопросы на разъяснения, что по ним отвечают;
- из-за чего отклоняют заявки;
- на какие темы подают жалобы;
- товары каких производителей поставляют конкуренты.