НПА об импортозамещении зарубежного софта
Впервые российские власти задумались о переводе на импортонезависимое программное обеспечение чуть менее 10 лет. Если сначала речь шла исключительно об ограничениях и утверждении определенных правил, то уже с 2019 года требования по импортозамещению программного обеспечения стали дополнять льготным кредитованием, налоговыми льготами, субсидиями и инвестициями.
Поскольку список НПА, которые регулируют переход на отечественный софт, очень длинный, приведем наиболее важные документы. Среди них (даны в хронологическом порядке):
- постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236, которым обязали госзаказчиков закупать только российское ПО с оговоркой на то, что иностранный софт допустимо закупать при отсутствии отечественных аналогов;
- распоряжение Правительства РФ от 26.07.2016 № 1588-р и Приказ Минкомсвязи от 04.07.2018 № 335, где представлен план перехода федеральных органов и рекомендации по импортозамещению программного обеспечения в органах местного управления. Чуть позже появился Приказ Минкомсвязи от 20.09.2018 № 486, которым утверждены рекомендации по переходу для госкомпаний;
- Указ Президента РФ от 30.03.2022 № 166, которым запрещена закупка ПО для объектов критической информационной инфраструктуры. Для заказчиков по 223-ФЗ такой запрет ввели с 31 марта 2022 г., для органов госвласти — с 1 января 2025 г. Взамен предложено ориентироваться на требования к софту и условия его замены, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.08.2022 № 1478;
- по Указу Президента РФ от 01.05.2022 № 250 на таких важных инфраструктурных объектах с 2025 года запрещено использовать средства защиты информации, разработанные недружественными государствами (их перечень утв. распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р).
Работают ли законы о замещении иностранного софта на практике
По планам и с учетом законов об использовании иностранного программного обеспечения не позже 2025 года доля импортного софта в различных сферах сократится наполовину, а то и до 10 %.

На выполнение поставленных задач тратятся миллиарды рублей. И постепенно чиновники привыкают пользоваться в основном российскими разработками, включая:
- базы данных;
- операционные системы;
- системы информационной защиты и антивирусы;
- любого рода информационные и справочные системы;
- программы для обработки текстов, таблиц, изображений, видеофайлов;
- прикладные решения в различных сферах;
- поисковые системы и интернет-браузеры;
- программы для общения, в том числе на корпоративном уровне.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали особенности закупок программного обеспечения по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Поскольку все президентские указы, постановления правительства и приказы Минцифры о импортозамещении касаются государственных и муниципальных органов и организаций, заставлять граждан, ИП или частные компании устанавливать исключительно российские программы и сервисы — никто не собирается. Но сложившаяся политическая ситуация и уход с рынка РФ многих айтишных компаний вынуждает это сделать. И даже зарубежное свободно распространяемое программное обеспечение нужно импортозамещать, поскольку из-за отсутствия обновлений оно иногда перестает нормально функционировать. В итоге, по неофициальным статистическим данным, порядка 60 % россиян уже в той или иной мере пользуются отечественными ИТ-технологиями, в основном антивирусными программами, электронной почтой, платежными сервисами, браузерами.
Может пригодиться: