ЭЦП в закупках: зачем она нужна
ЭЦП — это равнозначная собственноручной цифровая подпись. В закупках используют усиленную квалифицированную ЭП:
- Получена в результате преобразования информации с использованием шифрования.
- Определяет лицо, кто подписал электронный документ.
- Обнаруживает факт изменения документа после подписания.
- Ключ проверки указан в квалифицированном сертификате.
- Для создания, проверки КЭП используют средства, подтверждающие соответствие требованиям 63-ФЗ от 06.04.2011.
Благодаря набору свойств КЭП позволяет:
- идентифицировать и авторизовать пользователя на ЭТП, порталах, сервисах, в ЕИС;
- совершить значимые действия (подать заявку и ценовое предложение, заключить контракт, подписать закрывающие бухгалтерские документы, сдать отчетность, направить претензию, взаимодействовать с государственными органами).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как учесть расходы на приобретение электронной подписи. Используйте эти инструкции бесплатно.

Зачем обновлять ЭЦП
Регистрация новой КЭП позволяет получить доступ и использовать весь существующий функционал, иначе действия будут недоступны в ЕИС или ограничены на ЭТП.
Обновление ЭЦП проводят в случаях:
- планового перевыпуска по истечении срока действия;
- возникновения вопроса, как заменить старого пользователя ЭЦП на нового (при смене руководителя или доверенного лица);
- изменения реквизитов организации (ИНН, КПП, ОГРН, адрес, ФИО, должность, наименование);
- обнаружения ошибок в реквизитах;
- поломки, утери, кражи носителя.
Порядок обновления ЭЦП
Получить КЭП в ближайшем УЦ ФНС России или у доверенных лиц, перечень которых опубликован на сайте ФНС. Перед тем как завести ключ ЭЦП на ЕИС, настройте компьютер, установите:
- Криптопровайдер.
- Плагин.
- Расширение плагина для браузера.
- Драйвер токена.
- Корневые, промежуточные сертификаты.
Для автоматизированной настройки рабочего места скачайте мастер установки ЕИС.
На скриншотах показано пошагово, как в ЕИС переподцепить электронную подпись для участника закупок:
Шаг 1. Зайдите на главную страницу ЕИС, выберите «Личный кабинет участника закупок»:

Шаг 2. Убедитесь в установке необходимых программ, настройке браузера:

Шаг 3. Выберите вход по «Эл. подписи»:

Шаг 4. Нажмите «Готово»:

Шаг 5. Вбейте пин-код (при наличии), нажмите «Продолжить без пин-кода»:

Шаг 6. Выберите организацию:

Шаг 7. Выбор сертификата:

После настройки места зайдите в личный кабинет на сайт: zakupki.gov.ru по новой подписи. Данные нового сертификата автоматически подтянуты, что закроет вопрос, как обновить ЭЦП на ЕРУЗ.
Для работы в коммерческих секциях ЭТП обновленную подпись подкрепляют отдельно. Вот для примера инструкция, как зайти в «Березку», если поменялся сертификат электронной подписи.
При выборе входа на ЕАТ «Березка» сразу по новой КЭП ошибка:

1. Нажмите «Войти с помощью ЕСИА», данный шаг аналогичен действию, как обновить сертификат подписи в ЕРУЗ:

2. В новом окне выберите «Эл. подпись»:

3. Установите носитель, нажмите «Готово»:

4. Выберите КЭП:

5. Укажите пин-код (если установлен) и нажмите «Продолжить»:

6. Выберите организацию:

7. На главной странице личного кабинета нажмите на желтую кнопку с пользователем, выберите строку «Учетные данные»:

8. Внизу открытого окна нажмите «Добавить сертификат»:

9. Система сохранила сведения и отображает данные о новом сертификате:

Статьи по теме:
Регистрация новой ЭЦП
Один пользователь получает только одну КЭП на одну организацию, поэтому задача, как пользователю в ЕИС присвоить 2 сертификата, нереализуема. Один пользователь имеет несколько КЭП, если он выступает доверенным лицом в других организациях (например, одновременно ИП и директором организации).
Шаги по получению, настройке рабочего места при регистрации новой КЭП аналогичны порядку обновления. После выполнения действий зарегистрируйте нового пользователя. Для этого убедитесь, что пользователь присоединен к организации на Госуслугах.
При смене руководителя, перед тем как отвязать ЭЦП руководителя в ЕИС, его как работника отсоединяют от организации на Госуслугах. В личном кабинете Госуслуг нового директора, вступающего в должность, добавляют сотрудником организации.
Возможные проблемы
При решении задачи, как в ЕИС в личном кабинете организации закрепить ЭЦП физического лица, могут возникнуть технические ошибки и сбои:
- Не горит, не мигает индикатор токена (убедитесь, что носитель цел и разъем компьютера не поврежден; переподключите носитель, перезагрузите компьютер, переустановите драйвер токена).
- При входе на ЭТП и порталы криптопровайдер не видит вставленный токен (убедитесь, что личный сертификат установлен на компьютер — запустите «КриптоПро», во вкладке «Сервис» нажмите «Установить личный сертификат», подгрузите подпись для торгов. Во вкладке «Оборудование» нажмите «Настроить считыватели», в появившемся окне нажмите «Добавить». В мастере установки выберите: «Все съемные диски», «Реестр», «Все считыватели смарт-карт»).
- Не установлен или установлен со сбоем плагин (установите, обновите плагин).
- Блокирование всплывающих окон (добавьте в браузере сайт в перечень доверенных узлов и отключите блокировку).