Ни дня без инструкций
Поиск
Ни дня без инструкций
Госзакупки

Инструкция: оцениваем заявки в открытом конкурсе по 44-ФЗ

Критерии оценки открытого конкурса по 44 ФЗ — это инструменты, которые используются, чтобы оценить заявки участников и определить победителя госзакупки. Применяются в ходе электронных конкурсных процедур и в запросе предложений.

Виды параметров

В госзакупках оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме осуществляется на основании критериев. Они разделяют на стоимостные и нет. В стоимостные включаются параметры:

  1. Цена закупки.
  2. Затраты на использование блага и ремонтные работы.
  3. Расходы на жизненный цикл: закупку, постобслуживание, использование, ремонт, утилизацию.
  4. Предложение, касающееся суммы расходов госзакупщика по энергосервисной поставке.

Нестоимостные показатели:

  1. Прогнозируемое качество ТРУ.
  2. Квалификация поставщиков.

Цена госконтракта и расходы на жизненный цикл

По общему правилу, наименьшая цена получает наивысшую оценку. В редких ситуациях поставщик готов заплатить за преимущество при заключении сделки и прописывает в конкурсном предложении отрицательные цены. Чем сильнее такой участник «уйдет в минус», тем более высокий балл он получит. В расчетных формулах это выглядит так:

Вот как это работает на примере. Пусть НМЦК = 100 рублей. Первый поставщик предложил исполнить госконтракт за 70 рублей, а второй — за 50 рублей.

Цmin = 50. Это больше нуля, поэтому:

  • ЦБ1 = 50 / 70 × 100 = 71,43 балла;
  • ЦБ2 = 50 / 50 × 100 = 100 баллов.

Затем ЦБ1 и ЦБ2 следует умножить на коэффициент значимости (Приложение к ПП № 1085 от 28.11.2013). Например, К3 = 0,7. Вычислим рейтинг:

  • участник № 1: 71,43 × 0,7 = 50,21;
  • участник № 2: 100 × 0,7 = 70.

Затраты на использование и ремонт

Например, организация хочет приобрести оборудование. От того, какую торговую марку предложит поставщик, зависит стоимость последующего ремонта и затраты на приобретение расходных материалов.

Чтобы сэкономить бюджетные средства, госзаказчики изначально закладывают в конкурсную документацию условие, что значительные расходы на постобслуживание товара будут отрицательно сказываться на рейтинге заявки. А лучшим из вариантов исполнения договора признают заявку с наименьшими расходами на эксплуатацию.

Для этих целей в конкурсных бумагах закупщик вправе обговорить такие критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ, влияющие на оценку:

  • полный список затрат на эксплуатацию;
  • единицу измерения таких расходов;
  • срок эксплуатации товара.

Рассмотрим на примере. Пусть НМЦК = 100 рублей. Первый поставщик предлагает заплатить за эксплуатацию 50 рублей, а второй — 10 рублей. Цmin = 10. Считаем:

  • ЦБ1 = 10 / 50 × 100 = 20 баллов;
  • ЦБ2 = 10 / 10 × 100 = 100 баллов.

Если в документации предусмотрены несколько видов расходов на эксплуатацию, заявку оценивают по формуле:

Для подсчета рейтинга количество баллов умножают на коэффициент значимости каждого параметра. Если во всех заявках содержатся одинаковые предложения по этому параметру, то его не применяют при оценке. Величину значимости «цены контракта» увеличивают на величину значимости «затрат на эксплуатацию».

Прогнозируемое качество

Эта характеристика — пример нестоимостных критериев оценки 44 ФЗ, когда предложения участников оценивают по тому, насколько они детализированы и содержательны в отношении качества услуг. Принимаются во внимание:

  • обоснованность сроков;
  • полнота учета требований;
  • обоснованность необходимых ресурсов;
  • технологии оказания услуг;
  • экологические мероприятия;
  • наличие информации о системе контроля качества, мероприятий по технике безопасности и охране труда.

Этот критерий наиболее субъективен и рассчитывается как среднее арифметическое оценок (выраженных в баллах), присужденных заявке всеми членами комиссии по закупкам.

Квалификация участников

Здесь показателями выступают:

  • количество сотрудников, имеющих нужную квалификацию (соответствующее образование, ученые степени, аттестаты и т. п.);
  • число успешно завершенных договоров на аналогичные работы;
  • число положительных отзывов о поставщике, грамот в подтверждение его деловой репутации. Применяются и национальные стандарты. Например, ГОСТ РФ «Деловая репутация строительных организаций» Р 56002-2014;
  • количество оборудования, требуемого для выполнения работ.

По ПП № 1085 от 28.11.2013, применяют четыре формулы или шкалу оценки по критериям при проведении открытого конкурса.

Расчетная формула, в которой учитываются наибольшее и наименьшее числа предоставляемых документов. Самый простой случай — заказчик не устанавливает ограничений по числу выполненных госконтрактов.

Покажем на примере. Чем больше госконтрактов успешно закрыл поставщик, тем лучше для госзаказчика. КЗ = 0,4. Участники предлагают условия:

  • № 1 — 5 контрактов;
  • № 2 — 7 контрактов;
  • № 3 — 10 контрактов.

Максимальное значение Кmax = 10. Оцениваем заявки:

  • НБЦ1 = (5 / 10) × 0,4 × 100 = 20 баллов;
  • НБЦ2 = (7 / 10) × 0,4 × 100 = 28;
  • НБЦ3 = (10 / 10) × 0,4 × 100 = 40.

Лучшим становится третий участник.

Если лучшим критерием для заказчика является наименьшее число исполненных договоров, используют другую формулу:

Вот как это работает. Лучшим критерием заказчик считает наименьший уровень шума. КЗ = 0,4. Участники предлагают условия:

  • № 1 — 70 Дб;
  • № 2 — 85 Дб;
  • № 3 — 90 Дб.

Кmin = 70. Оцениваем заявки:

  • НБЦ1 = (70 / 70) × 0,4 × 100 = 26,7 баллов;
  • НБЦ2 = (70 / 85) × 0,4 × 100 = 33;
  • НБЦ3 = (70 / 90) × 0,4 × 100 = 40.

Лучшим становится первый участник.

Предельное минимальное или максимальное значение закупочных критериев. Если заказчик решает, что лучшее условие исполнения — наибольшее значение критерия оценки, используют формулу:

Покажем на примере. Показатель оценки — количество контрактов. Чем их больше, тем лучшие условия предлагает поставщик. Но заказчик добавляет критерий, что для оценки достаточно семи исполненных госконтрактов:

  • Кпред = 7;
  • Кmax = 6;
  • КЗ = 0,4.

Участники предлагают в заявке условия:

  • № 1 — 4 контракта;
  • № 2 — 5 контрактов;
  • № 3 — 6 контрактов.

Ни один не дотягивает до максимума. Оцениваем заявки:

  • НБЦ1 = (4 / 6) × 0,4 × 100 = 26,7 баллов;
  • НБЦ2 = (5 / 6) × 0,4 × 100 = 33;
  • НБЦ3 = (6 / 6) × 0,4 × 100 = 40.

Лучшим становится третий участник.

Вернемся к предыдущему примеру, но допустим, что заказчик добавляет критерий, что для оценки заявок достаточно семи исполненных госконтрактов:

  • Кпред = 7;
  • КЗ = 0,4.

Участники предлагают условия:

  • № 1 — 4 контракта;
  • № 2 — 7 контрактов;
  • № 3 — 10 контрактов.

Оцениваем заявки:

  • НБЦ1 = (4 / 7) × 0,4 × 100 = 26,7 баллов;
  • НБЦ2 = (7 / 7) × 0,4 × 100 = 40;
  • НБЦ3 = (10 / 7) × 0,4 × 100 = 40, поскольку предложение участника превысило максимально необходимое.

Шкала параметров. Она является наиболее простым способом оценивания. Задаются диапазоны нужного показателя и правила присуждения баллов.

Вот как это работает. Допустим, показатель оценки — количество контрактов. Значит, лучшие условия предложит тот, у кого больше успешно выполненных госконтрактов. Схема для оценки:

Число выполненных госконтрактов Баллы
Отсутствуют 0
От 1 до 4 20
От 5 до 8 50
9 и больше 100

ВАЖНО!
При организации конкурса в электронной форме недопустимо применять отсутствующие в ПП № 1085 от 28.11.2013 критерии и величины значимости.

Об авторе статьи
Жарова Вера
Ведущая курсов по бухучету, кадрам, расчету зарплаты

В 2002 году закончила УлГТУ по специальности "Информационные системы в экономике". В 2006 году закончила МГИУ по специальности "Юриспруденция". С 2001 по 2016 год работала консультантом 1С. С 2016 года пишу статьи, веду курсы.

Распечатать
Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!
Поделитесь с друзьями:
Вместе с эти материалом часто ищут:
Разъяснение положений аукционной документации по 44 ФЗ — это объяснение, которое дает госзаказчик в ответ на обращение участника аукциона с просьбой объяснить смысл непонятных ему пунктов. Проигнорировать такой запрос нельзя.
3 октября 2019

Экономия в закупках по 44-ФЗ — это сумма, которая не распределена под исполнение государственных или муниципальных контрактов, но ее можно использовать в текущем году. Для этого придется правильно разместить сэкономленные деньги в контрактной системе.

23 сентября 2019

Уведомление ФАС о расторжении контракта в одностороннем порядке — это сообщение о прекращении обязательств по госконтракту по инициативе заказчика. Отдельно придется уведомить и поставщика.

26 февраля 2020

Продление сроков контракта по 44-ФЗ — это изменение даты его исполнения по соглашению сторон, которое подписано и заказчиком, и поставщиком. Отдельные правила действуют на время коронавируса.

2 июля 2020