Закупочная комиссия заказчика по 44-ФЗ
Здесь речь идет об обязанности государственного покупателя, закрепленной в ч. 1 ст. 39 № 44-ФЗ. Не требуется это только при закупке у единственного поставщика.
По сути это коллегиальный орган, который создается заказчиком для приема и рассмотрения заявок, допуска, отклонения или отстранения участников, признания победителя поставщиком либо уклонившимся от заключения контракта.
Коллегия должна состоять преимущественно из лиц, имеющих необходимые знания в отношении объекта сделки, квалификацию, прошедших переподготовку в сфере госзакупок. Причем специалисты не обязательно должны быть сотрудниками заказчика.
В то же время недопустимо, чтобы членами были:
- Эксперты, привлекаемые при проведении данной процедуры.
- Люди, которые заинтересованы в результатах торгов лично.
- Лица, подавшие заявки на участие в тендере.
- Сотрудники потенциальных участников.
- Лица, подверженные влиянию потенциальных участников.
- Родственники руководителя участника процедуры.
- Представители контрольного органа в сфере закупок.
Если выяснится, что комиссия по осуществлению закупок включает кого-то из вышеуказанных лиц, то их нужно будет сразу же заменить на подходящие кандидатуры. Этим процессом заведует заказчик, который непосредственно создавал коллегию.
Как создать
Покупатель должен принять решение о создании такого органа. Здесь же должен быть определен его состав, председатель и порядок работы. Срок — до размещения извещения о торгах в ЕИС.
В законе № 44 названо несколько видов комиссий:
- Конкурсная.
- Аукционная.
- Котировочная.
- По рассмотрению заявок на участие в запросе предложений (в т. ч. окончательных).
- Единая комиссия по осуществлению закупок 44-ФЗ.
Последняя может работать со всеми закупочными процедурами. Выбор здесь стоит делать, исходя из особенностей предмета контракта. Например, для технически сложных или дорогостоящих товаров целесообразно создать отдельную коллегию с привлечением лиц, обладающих необходимыми знаниями. При отсутствии какой-либо специфики закупок удобнее создать единый орган.
От выбранного вида будет зависеть и минимальная численность. Так, число членов единой комиссии заказчика, а также аукционной и конкурсной — 5 человек. Для остальных видов — 3 человека.
Какие документы готовить
Закон № 44 не устанавливает каких-либо норм по данному вопросу. Тем не менее, решение о создании коллегии целесообразно закрепить Приказом, в котором будут указаны следующие сведения:
- вид;
- Ф.И.О. и должности председателя;
- Ф.И.О. и должности участников;
- порядок работы.
Последний пункт часто оформляют соответствующим Положением, на которое можно будет ссылаться в Приказе. Порядок может установить:
- Сроки и способы отправки уведомлений членам о заседании.
- Запрет на заочное заседание.
- Минимальную явку на голосование — 50 % от общего числа членов.
- Запрет на делегирование полномочий членами.
- Регламент проведения заседаний.
- Права и обязанности председателя и участников.
- Ответственность.
- Порядок и сроки ротации членов.
Все вышеуказанные документы должны быть подписаны уполномоченным лицом заказчика и утверждены до начала проведения тендера.
Наконец, при замене одного из участников стоит оформить и подписать соответствующий приказ, где будут указаны имена исключенных и вновь прибывших членов.
Приемочная комиссия: можно ли не создавать
Создание специального органа для приемки не обязательно. Согласно ч. 6 ст. 94 № 44-ФЗ, решение о создании комиссии принимается заказчиком. Стоит учесть, что подписывать документы о приемке в этом случае должны будут все члены. Поэтому к такой схеме работы целесообразно прибегать только при работе со специфическими товарами или услугами.
Как организовать приемочную комиссию
После положительного решения о приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ необходимо издать Приказ об утверждении ее состава. Формы для этого документа в законе не установлено.
Минимальное число членов здесь — 5 человек. При этом участвовать могут сотрудники контрактной службы и контрактный управляющий.
Порядок работы коллегии можно закрепить в отдельном Положении. А для упорядочивания документооборота при приемке стоит утвердить форму акта или заключения, в которых будет отражено решение (отказ или прием).