Проверено экспертом Анастасией Дегтеревской
Сущность и нормативно-правовая база
Мониторинг госзакупок — это комплексная система наблюдения в сфере тендеров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Основные инструменты такие:
- сбор;
- обобщение;
- систематизирование;
- аналитическая оценка полученной информации.
Аккумулируют информацию непрерывно и систематично.
Процедуры наблюдения на законодательном уровне регулируются положениями ст. 97 44-ФЗ и Постановлением Правительства № 1193 от 03.11.2015, которым утверждены правила проведения мониторинга централизованных закупок.
Кто и что проверяет
Ответственными за сбор, обобщение и анализ тендерных данных выступают федеральные органы, регулирующие надлежащее исполнение норм и правил контрактной системы: Минфин, Федеральное казначейство, ФАС. В их задачи входит не только подготовка актуализированной информации о тендерах в целом, но и обработка данных о планах-графиках, о состоянии их реализации, о судебных актах и решениях в области закупок. Они обрабатывают информационные потоки из писем и обращений как от федеральных законодательных и исполнительных органов, так и от представителей организаций и физических лиц.
Ответственные за наблюдение органы привлекают иных лиц для сбора и подготовки информационного анализа и организуют специализированные экспертные советы, включающие в состав представителей различных федеральных органов власти и субъектов РФ.
Цели процедуры наблюдения
Мониторинг закупок осуществляется в целях выявления актуальных данных из ЕИС для дальнейшей оценки реальной эффективности обеспечения государственных и муниципальных потребностей.
По факту использования комплексной системы наблюдения оценивается обоснованность закупочных процедур в рамках ст. 18 44-ФЗ.
Еще одной из целей мониторинга закупок является совершенствование контрактного законодательства и юридические правоотношения в ней.
Когда и как обнародуются результаты
На основании результатов, полученных по факту мониторинга, итоговые показатели вносятся в сводный аналитический отчет, который формируют и отправляют для контроля в Правительство РФ не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом. В нем содержатся такие информационные параметры о госзакупках:
- планирование;
- фактическое осуществление;
- результаты контрольных мероприятий;
- оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- меры по совершенствованию действующего законодательства.
Результаты мониторинга тендеров и закупок размещают ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сведения публикуют в виде аналитических отчетов отдельно за каждый квартал. Отчет за 4 квартал отчетного периода (года) размещают до 1 марта года, следующего за отчетным. Их публикуют в специальном разделе на сайте Минфина.
Как готовят сводный аналитический отчет
Годовой мониторинг закупок представляет собой сводный аналитический отчет. Он публикуется ежегодно.
До 1 ноября отчетного периода федеральные органы, которые регулируют исполнение нормативов контрактной системы, разрабатывают структуру сводного аналитического отчета, в предмете которого отмечают краткое содержание разделов, подразделов и приложений по п. 1 Постановления Правительства от 03.11.2015 № 1193.
ФАС и прочие регулирующие органы согласовывают этот проект структуры сводного документа в срок до 1 декабря отчетного периода.
Разработка проекта аналитического отчета производится в срок до 15 марта года, следующего за отчетным, а до 15 апреля осуществляется итоговое согласование проекта.