Краткий обзор изменений
В ближайшее время начнет действовать ряд новых норм Закона о контрактной системе, которые существенно повлияют на работу заказчиков, комиссий и контрактных служб.
Приведем перечень основных изменений.
С 01.07.2018:
- введены новые виды закупок в электронной форме;
- изменен срок внесения изменений в план-график;
- установлено новое требование к участникам;
- пересмотрен порядок обеспечения заявок.
С 01.01.2019:
- обязанность проводить тендеры только в электронной форме;
- ведение единого реестра участников в ЕИС;
- новые правила при определении объема закупок у СМСП и СОНО.
С 30.06.2019:
- возможность обеспечения заявок банковской гарантией.
С 01.10.2019:
- начинает действовать государственная информационная система «Независимый регистратор».
Рассмотрим подробнее основные изменения.
Новые электронные закупки
С 01.07.2018 заказчики смогут, кроме электронного аукциона (ЭА), проводить следующие закупочные процедуры в электронной форме:
- открытый конкурс (ОК);
- конкурс с ограниченным участием;
- двухэтапный конкурс;
- запрос предложений (ЗП);
- запрос котировок (ЗК).
Предусмотрена также возможность проводить закрытые тендеры в электронном виде на специализированных площадках.
Электронные процедуры будут проходить быстрее, чем бумажные:
- ОК: публикация извещения — не позже 15 р. д. до окончания подачи заявок (ст. 54.2); рассмотрение и оценка первых частей заявок — не более 6 р. д., если НМЦК менее 1 млн руб. — 1 р. д. (ст. 54.5); вторые части — не более 3 р. д., при НМЦК менее 1 млн руб. — 1 р. д. (ст. 54.7);
- ЗК: публикация извещения — не позднее 5 р. д. до окончания приема предложений; рассмотрение — 1 р. д. (ст. 82.2);
- ЗП: публикация — за 5 р. д.; рассмотрение — 1 р. д. после приема окончательных предложений (ст. 83.1).
В настоящее время не определен список электронных площадок, работающих по новым правилам. Пока можно использовать прежние площадки, работающие с госзакупками.
С 01.01.2019 можно будет проводить только электронные тендеры, кроме отдельных видов:
- тендеры, проводимые за границей;
- для неотложной, гуманитарной помощи;
- при чрезвычайных ситуациях;
- закрытые процедуры;
- единственный поставщик;
- по решению Правительства РФ.
Электронный аукцион — что изменилось
Для ЭА при НМЦК менее 3 млн руб. теперь установлен срок рассмотрения заявок — не более 1 р. д.
Изменены требования к заявкам.
По первой части (ч. 3 ст. 66):
- участник с помощью аппаратных средств дает согласие на поставку ТРУ в соответствии с документацией;
- предоставляет конкретные показатели товара и товарный знак, только если заказчиком не указан товарный знак или участником предлагается эквивалентный товар;
- при наличии национального режима — сведения о стране происхождения товара.
По второй части добавлены требования (ч. 5 ст. 66):
- указывать почтовый адрес организации;
- направлять документы, подтверждающие преимущества;
- при наличии нац. режима — документы, подтверждающие страну происхождения. Их отсутствие не является основанием для отклонения, а рассматривается как предложение иностранных ТРУ.
Шаг аукциона теперь не менее 100 руб. (ч. 6 ст. 68).
Процедура определения поставщика: новые нормы
Планирование: если после несостоявшейся закупки заказчик внес изменение о проведении повторной, то для публикации соответствующего извещения не нужно ждать 10 дней. С 1 июля эта пауза сокращена до 1 дня (ч. 14 ст. 21).
Составлении документации:
- при описании предмета допускается указание на товарный знак со словами «или эквивалент» или для обеспечения совместимости с имеющейся продукцией (п. 1 ч. 1 ст. 33);
- в требованиях к участникам добавлено отсутствие законодательных ограничений для участия в закупках (п. 11 ч. 1. ст. 31);
- нельзя устанавливать обеспечение заявки при НМЦК до 1 млн руб. Размер определяется по схеме: НМЦК до 20 млн руб. включительно — 0,5–1 %; НМЦК больше 20 млн руб. — 0,5–5 %. До 30.06.2019 обеспечение по ЭА и конкурсам в электронной форме можно вносить только денежными средствами. После этой даты появится возможность предоставлять банковскую гарантию;
- нельзя отклонить заявку, в которой не указана страна происхождения, кроме случаев наличия запрета на поставку иностранной продукции (ч. 3 ст. 53).
Закупка у ЕП: появились новые основания заключения контракта с ЕП — по несостоявшимся электронным закупкам (ч. 25.1–25.3 ст. 93).
Особенности закупок среди СМСП и СОНО с 01.01.2019
Если на закупку среди СМСП и СОНО подана только одна заявка или один участник допущен к торгам, этот тендер можно будет учитывать при подсчете объема таких закупок (ч. 1 ст. 30).
Если же не подано ни одной заявки или ни одна заявка не соответствует требованиям, можно провести новый тендер на общих основаниях, который уже нельзя будет засчитать в объем закупок у СМСП и СОНО (ч. 4 ст. 30).
Заключение и исполнение контракта
Контракты жизненного цикла: законодатель определил, что заключение таких контрактов в случаях, установленных правительством, — право заказчика (ч. 16 ст. 34).
Расчет пеней: теперь будет проводиться по ключевой ставке, а не по ставке рефинансирования (ч. 5,7 ст. 34).
Налоги и сборы: в проект контракта нужно включить условие об уменьшении суммы на размер налогов и сборов в отношении не только физлиц, но и юрлиц и ИП (ч. 13 ст. 34).
Отчетность: по этапам исполнения контракта, только если сумма больше 1 млрд руб., а также по строительству, реконструкции, кап. ремонту (ч. 9 ст. 94).