Принцип профессионализма заказчика
Принцип профессионализма в сфере закупок описывает ст. 9 44-ФЗ. Его ключевая мысль состоит в том, что организации должны вести свою закупочную деятельность на профессиональной основе и с использованием специалистов и экспертов, обладающих надлежащими теоретическими и практическими знаниями и умениями в данной области. Только после очного или дистанционного обучения контрактный управляющий по 44-ФЗ вправе представлять интересы госзаказчика.
Каждому заказчику необходимо проводить мероприятия по поддержанию уровня квалификации специалистов по контрактной системе. Для этого существуют программы повышения квалификации либо профессиональная переподготовка.
Согласно письму Минэкономразвития России № Д28и-1070 от 23.09.2013, закупочная комиссия должна в большинстве своем включать сотрудников, которые повысили свою квалификацию, прошли профессиональную переподготовку и получили необходимые знания по контрактной системе (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ). Также в комиссию по размещению заказов должны входить лица, обладающие специальными знаниями в области предмета торгов. Письма Минэкономразвития России № Д28-841 от 06.04.2016, № Д28и-3459 от 16.12.2016 подтверждают такую позицию.
Какие требования предъявляют к работникам контрактной службы
Приказом Минтруда № 625н от 10.09.2015 утвержден и закреплен профстандарт «Специалист в сфере закупок». Приказ Минтруда № 626н от 10.09.2015 утверждает стандарт «Эксперт в сфере закупок». Данные профессиональные стандарты включают в себя 4 раздела:
- общие сведения;
- функциональная карта вида профдеятельности (характеристика трудовых функций специалиста);
- описание обобщенных функций профессионала;
- сведения о разработчиках.
Главной задачей специалиста в сфере госзаказа является контроль и регулирование закупочной деятельности, осуществляемые для целесообразного, эффективного и продуктивного использования бюджетных средств, выделенных учреждению для обеспечения им государственных и муниципальных нужд.
Функционал такого специалиста сосредоточен на сборе данных о потребностях и актуальных ценах на ТРУ, разработке и оформлении документации заказов, обработке результатов закупки и последующем заключении контракта, составлении плановой документации, в том числе обоснования к ней, проведении контрольных мероприятий в области госзакупок в учреждении.
Ключевой целью эксперта в области госзаказа является изучение и оценка объекта экспертизы, подготовка специализированных заключений и непосредственное консультирование при осуществлении организацией-заказчиком закупочной деятельности.
Функции эксперта состоят в следующем:
- мониторинг рынка объекта заказа;
- консультирование в области госзакупок;
- экспертиза процедур торгов и ее результатов;
- проведение аттестации работников, задействованных в закупочной деятельности учреждения;
- изучение теоретических и практических вопросов.
Профстандарт контрактного управляющего
Где пройти обучение по 44 ФЗ
Выделяют следующие виды образовательного процесса по госзаказу:
- высшее и среднеспециальное;
- дополнительное профессиональное;
- самостоятельное обучение.
Высшее и среднее образование предусматривают очную и заочную форму обучения с последующим получением диплома государственного либо негосударственного образца.
Дополнительное профессиональное обучение включает в себя:
- очное;
- заочное;
- дистанционное обучение по 44 ФЗ.
После прохождения программы допобразования слушатели получают удостоверения о повышении квалификации установленного образца либо диплом о профпереподготовке.
Самостоятельное обучение не предусматривает вовлечение обучающегося специалиста в конкретный образовательный процесс и последующую выдачу документов установленного образца, поэтому больше подходит для контрактной службы исполнителей-поставщиков.
В связи с высокой востребованностью данных образовательных услуг многие учреждения предлагают целый ряд специализированных курсов и программ по дополнительному образованию и профессиональной подготовке по 44 ФЗ.
Специалисты контрактной службы заказчика должны пройти курсы, объем которых составляет не менее 108 часов, а для руководителей — не менее 40 часов. Критерии выбора программы по обучению госзаказу абсолютно индивидуальны, то есть каждый обучающийся руководствуется собственными требованиями при подборе образовательного учреждения.
Для того чтобы пройти обучение 44 ФЗ дистанционно с выдачей удостоверения, воспользуйтесь программами и курсами следующих учебных заведений:
- Институт управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева;
- Институт госзакупок;
- Центр развития конкурентной политики и государственного заказа Института ВШГУ РАНХиГС.
Как закупить образовательные услуги
Так как услуги по обучению 44 ФЗ не входят в аукционный перечень ТРУ, то они приобретаются путем использования всех известных способов определения поставщика: открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, заключение контракта с единственным поставщиком (при соблюдении условий п. 4 или 5 ст. 93 44-ФЗ). Если аукцион либо конкурс не состоялся, то заказчик повторно проводит закупку путем запроса предложений.
При осуществлении закупки услуг по обучению в области контрактной системы необходимо четко определить технические характеристики заказа и установить строгие требования в описании объекта торгов.
По ст. 42 (ч. 2 ст. 42 44-ФЗ), организация-заказчик должна указывать в извещении и в ЗД существенные условия контракта. В случае с закупкой образовательных услуг очень важно корректно указать объемы закупаемых ТРУ.
273 ФЗ «Об образовании» устанавливает различные нормы часовой нагрузки для различных форм дополнительного образования:
- повышение квалификации — от 16 часов;
- профессиональная переподготовка — от 250 часов.
Но определение точного объема часов в извещении приведет к ограничению конкуренции среди участников торгов. В технических характеристиках закупочной документации укажите минимальное значение часовой нагрузки курса, то есть не менее 108 часов для специалиста и не менее 40 часов для руководителей. Можно указать в извещении допустимый часовой диапазон.
Помимо объема часов курса, организация-заказчик должна грамотно указать и количество специалистов, которые будут получать образовательную услугу, и их единицу измерения.
Заказчик вправе заключить контракт на преподавательские услуги с единственным поставщиком по п. 33 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. По 273 ФЗ (ч. 1 ст. 21 273-ФЗ), пункт 33 применяется в случае заключения договорных отношений физическими лицами и ИП с организациями, осуществляющими обучение. Размещать сведения и извещения о таких контрактах в Единой информационной системе не требуется. Не расписывайте в разделе для заказов по п. 4, 5, 33 ч. 1 ст. 93 отдельные контракты по одному КБК. Соответствующие КБК вносятся одной строкой по всей запланированной сумме.
Типовой контракт на закупку образовательных услуг
Типовой договор утвержден Приказом Минтруда России № 797н от 29.10.2015.