Суть государственного кадрового аудита
В ст. 4 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ определены основные направления деятельности по кадровой работе в госорганах, без учета положений которых нельзя понять, как проходит проверка и что представляет собой кадровый аудит на государственной гражданской службе, среди которых определяющими являются следующие:
- формирование кадрового резерва, включая поиск претендентов, оценку их профуровня и проведение проверки на соответствие, организацию конкурсов на замещение должностей;
- ведение реестра госслужащих, личных дел персонального состава, выдачу удостоверений и т. п.;
- обеспечение профроста госслужащих;
- обеспечение функционирования комиссии по конфликту интересов в рамках реализации Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ и принятых во исполнение акта подзаконных нормативно-правовых документов;
- проведение проверок предоставляемых сотрудниками сведений о доходах, расходах и иных данных, в т. ч. при поступлении на службу;
- консультирование государственных служащих и т. д.
Исходя из задач деятельности работы с персоналом, проводится кадровый аудит в организации и на госслужбе с учетом особенностей, указанных в ст. 44 Федерального закона № 79-ФЗ.
Он представляет собой комплекс мероприятий по выявлению эффективности работы с персоналом организации, который проводится путем:
- сбора и анализа имеющейся информации у эйчар-службы (качественный показатель);
- анализа сведений о структуре службы, ее численности, организации работы внутри структурного подразделения (количественный показатель);
- сбора и анализа данных о работающих: общее количество, распределение по подразделениям, сведения о возрасте, образовании, профобучении и т. д. (статистический показатель);
- взаимодействия эйчар-службы с другими отделами, работниками учреждения, оценки общего климата в организации, в т. ч. лояльности к руководству и проводимым мероприятиям (психолого-эмоциональный критерий);
- соблюдения требований законодательства, что является спецификой кадрового аудита на госслужбе (ст. 44 Федерального закона № 79-ФЗ).
Подробнее: как провести кадровый аудит в организации
Кто и когда проводит кадровый аудит на госслужбе
На законодательном уровне порядок, методика, сроки проведения ревизии не закреплены. По общему правилу, осуществляют реализацию кадрового аудита в государственных органах следующим образом:
- своими силами, т. е. работниками проверяемого учреждения (внутренняя ревизия);
- привлекаемыми экспертами (внешняя проверка);
- при помощи объединенных сил сотрудников организации и сторонних экспертов, организаций. Например, в случае проведения прокурорской проверки в рамках Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I прокурор вправе привлекать к проведению ревизии работников проверяемого учреждения и сотрудников иных организаций.
По сроку проведения ревизию подразделяют на:
- плановую, которая фиксируется в планах работы на текущий календарный год (квартал или иной период по усмотрению работодателя или руководителя структурного подразделения);
- внеочередную, проводящуюся по различным причинам: изменение законодательства по трудовому праву, поступление информации о стандартных нарушениях в деятельности аналогичных органов (например, по мере поступления акта проверки аналогичной организации в другом субъекте), увольнение кадровика.
С издания приказа руководителя начинается процедура внутреннего кадрового аудита в организации. Приказ составляется в свободной форме, но должен содержать следующие основные сведения:
- дата и место издания;
- наименование организации;
- причины, т. е. указание, зачем внутренний кадровый аудит проводится;
- проверяемый период;
- объем документов, подлежащих аудиту;
- срок проверки;
- ответственные лица;
- иные существенные условия в зависимости от вида, объема, специализации контролеров.

По результатам проведенных мероприятий составляется аудиторское заключение в кадровом аудите, которое подписывается проверяющими лицами. В нем даются выводы проверки и рекомендации по устранению нарушений.
Может пригодиться: как составить отчет по кадровому аудиту
Цель кадрового аудита на государственной службе
Особый статус госорганов, регулирование приема на работу, ведение кадровой работы по нормам отдельного закона о госслужащих обуславливают особенности проведения кадрового аудита в государственных и муниципальных органах, поскольку требуют от проверяющих не только знаний в рамках трудового законодательства, но и нормативно-правовых актов в сфере госслужбы и противодействии коррупции.
Основными задачами и целями проведения ревизии эйчар-работы являются:
- достижение эффективности работы с персоналом;
- привлечение квалифицированных сотрудников;
- максимальная результативность при наименьших трудозатратах;
- осуществление трудовой деятельности в рамках соблюдения требований законодательства;
- сокращение бюджетирования при сохранении постоянного профобучения и повышения квалификации работников (переход на дистанционные типы обучения);
- выявление эффективных методов оценки и управления штатами учреждения;
- анализ и подготовка предложений по улучшению работы эйчар-службы госучреждений.