Что такое кадровый аудит
По своей сути, кадровый аудит персонала в организации — ревизия документов, касающихся работников, и соответствия персонала необходимым требованиям. Нормативно-правовые акты, составляющие основу кадрового аудита, это:
- Трудовой кодекс РФ;
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ;
- Приказ Минтруда России от 19.05.2021 № 320н.
В ряде субъектов Российской Федерации приняты законодательные акты, касающиеся проведения кадрового аудита. Например:
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.09.2014 № 835;
- Распоряжение губернатора Ярославской области от 01.06.2020 № 89-р;
- другие.
Проведение кадрового аудита предприятия позволяет избежать ошибок в документации или исправить их по его результатам. Обязанность проводить проверку документации законодательно не установлена. Как правило, аудит кадровой системы проводится в следующих случаях:
- при изменениях в трудовом законодательстве;
- при смене кадровика;
- при необходимости оптимизировать процессы в отделе кадров;
- перед проведением проверок надзорными органами;
- при смене руководства компании.
Решение о проведении ревизии кадров принимает руководитель юридического лица.
С какой целью проводится проверка
Основная цель проверки — выявление возможных рисков возникновения трудовых споров, претензий со стороны ГИТ и т. п. Проведение аудита кадровой работы позволяет:
- оценить систему документооборота, касающегося персонала;
- проверить наличие всех обязательных документов;
- провести экспертизу документов на предмет соответствия действующему законодательству;
- провести экспертизу корректности оформления локальных нормативных актов;
- сформировать рекомендации по оптимизации работы;
- при необходимости, выполнить работы по устранению ошибок в документах;
- проверить соответствие персонала необходимым для работы требованиям.
Для сведения: как проходит аудиторская проверка бухгалтерской отчетности
Виды кадрового аудита
Классификация видов ревизии зависит от критериев.
Критерий | Виды |
---|---|
Кем проводится |
|
Частота проведения |
|
По объему |
|
Методы проведения проверочных мероприятий
Можно выделить три метода проведения аудита работы с кадрами:
- организационно-аналитический. Этот метод основан на изучении документов и отчетности, касающихся персонала;
- социально-психологический. Методика проверки основывается на анкетировании персонала проверяемой компании. Метод используется при оценке мотивации работников к труду, для анализа эффективности работы руководства и оправданности установленной системы поощрения;
- экономический. Основывается на сравнении социально-экономических показателей работы предприятия со стандартами, существующими в отрасли или законодательно установленными нормативами. Применение экономического метода позволяет оценить конкурентоспособность условий труда в организации и эффективность работы службы персонала.
Определить стратегию кадрового аудита компания вправе самостоятельно, исходя из поставленных целей.
Порядок проведения аудита кадровых процессов
Так как действующим законодательством не установлены правила проведения ревизии документооборота в отделе кадров, руководство компании свободно в определении сроков, объема и способов ее проведения. Примерный алгоритм действий выглядит так:
Шаг 1. Формирование задач и целей проверочных мероприятий.
Шаг 2. Издание приказа об осуществлении проверочных мероприятий, касающихся персонала организации. В приказе указываются:
- цель и задачи;
- сроки проведения проверочных мероприятий;
- состав ревизионной комиссии.
Приказ издается на фирменном бланке в произвольной форме.

Шаг 3. Проверка наличия установленных трудовым законодательством локальных нормативных актов.
Шаг 4. Экспертиза документов, в ходе которой:
- документы проверяются на соответствие требованиям действующего законодательства;
- выявляются ошибки в оформлении, систематизации и хранении документации.
Шаг 5. Подготовка отчета о результатах кадрового аудита.
Шаг 6. Осуществление исправлений и доработки документации
Результаты проверки кадровой системы
По итогам проверочных мероприятий составляется отчет, в котором указываются:
- выявленные ошибки;
- меры по устранению этих ошибок;
- выводы о состоянии учета кадров;
- возможные риски;
- рекомендации по улучшению работы с персоналом.
Отчет составляется в произвольной форме, с соблюдением правил делового письма.
Может пригодиться: как составить план внутреннего финансового аудита