Проведение кадрового аудита в организации в 2023 году
Ни дня без инструкций
Поиск
Ни дня без инструкций
Кадры

Инструкция: как провести кадровый аудит в организации

Недавно появившийся термин «кадровый аудит в организации» — одно из направлений HR-менеджмента, целью которого является организация максимально эффективной работы по управлению персоналом. Рассказываем о нем.

Содержание

Что такое кадровый аудит

По своей сути, кадровый аудит персонала в организации — ревизия документов, касающихся работников, и соответствия персонала необходимым требованиям. Нормативно-правовые акты, составляющие основу кадрового аудита, это:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ;
  • Приказ Минтруда России от 19.05.2021 № 320н.

В ряде субъектов Российской Федерации приняты законодательные акты, касающиеся проведения кадрового аудита. Например:

  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.09.2014 № 835;
  • Распоряжение губернатора Ярославской области от 01.06.2020 № 89-р;
  • другие.

Проведение кадрового аудита предприятия позволяет избежать ошибок в документации или исправить их по его результатам. Обязанность проводить проверку документации законодательно не установлена. Как правило, аудит кадровой системы проводится в следующих случаях:

  • при изменениях в трудовом законодательстве;
  • при смене кадровика;
  • при необходимости оптимизировать процессы в отделе кадров;
  • перед проведением проверок надзорными органами;
  • при смене руководства компании.

Решение о проведении ревизии кадров принимает руководитель юридического лица.

ВАЖНО!
В органах исполнительной власти субъектов РФ решение принимается в соответствии с нормами законодательства.

С какой целью проводится проверка

Основная цель проверки — выявление возможных рисков возникновения трудовых споров, претензий со стороны ГИТ и т. п. Проведение аудита кадровой работы позволяет:

  • оценить систему документооборота, касающегося персонала;
  • проверить наличие всех обязательных документов;
  • провести экспертизу документов на предмет соответствия действующему законодательству;
  • провести экспертизу корректности оформления локальных нормативных актов;
  • сформировать рекомендации по оптимизации работы;
  • при необходимости, выполнить работы по устранению ошибок в документах;
  • проверить соответствие персонала необходимым для работы требованиям.
Для сведения: как проходит аудиторская проверка бухгалтерской отчетности

Виды кадрового аудита

Классификация видов ревизии зависит от критериев.

Критерий Виды
Кем проводится
  • внутренний;
  • внешний
Частота проведения
  • плановый;
  • внеплановый
По объему
  • полный;
  • выборочный

Методы проведения проверочных мероприятий

Можно выделить три метода проведения аудита работы с кадрами:

  • организационно-аналитический. Этот метод основан на изучении документов и отчетности, касающихся персонала;
  • социально-психологический. Методика проверки основывается на анкетировании персонала проверяемой компании. Метод используется при оценке мотивации работников к труду, для анализа эффективности работы руководства и оправданности установленной системы поощрения;
  • экономический. Основывается на сравнении социально-экономических показателей работы предприятия со стандартами, существующими в отрасли или законодательно установленными нормативами. Применение экономического метода позволяет оценить конкурентоспособность условий труда в организации и эффективность работы службы персонала.

Определить стратегию кадрового аудита компания вправе самостоятельно, исходя из поставленных целей.

Порядок проведения аудита кадровых процессов

Так как действующим законодательством не установлены правила проведения ревизии документооборота в отделе кадров, руководство компании свободно в определении сроков, объема и способов ее проведения. Примерный алгоритм действий выглядит так:

Шаг 1. Формирование задач и целей проверочных мероприятий.

Шаг 2. Издание приказа об осуществлении проверочных мероприятий, касающихся персонала организации. В приказе указываются:

  • цель и задачи;
  • сроки проведения проверочных мероприятий;
  • состав ревизионной комиссии.

Приказ издается на фирменном бланке в произвольной форме.

Шаг 3. Проверка наличия установленных трудовым законодательством локальных нормативных актов.

Шаг 4. Экспертиза документов, в ходе которой:

  • документы проверяются на соответствие требованиям действующего законодательства;
  • выявляются ошибки в оформлении, систематизации и хранении документации.

Шаг 5. Подготовка отчета о результатах кадрового аудита.

Шаг 6. Осуществление исправлений и доработки документации

Результаты проверки кадровой системы

По итогам проверочных мероприятий составляется отчет, в котором указываются:

  • выявленные ошибки;
  • меры по устранению этих ошибок;
  • выводы о состоянии учета кадров;
  • возможные риски;
  • рекомендации по улучшению работы с персоналом.

Отчет составляется в произвольной форме, с соблюдением правил делового письма.

Может пригодиться: как составить план внутреннего финансового аудита
Об авторе статьи
Распечатать
Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!
Поделитесь с друзьями:
Вместе с эти материалом часто ищут:

Если организация собирает Ф.И.О., телефон, адрес, данные паспорта сотрудника или клиента, она является оператором персональных данных. Выясним, какие документы о персональных данных должны быть в организации, какие типовые формы документов, содержащих персональные данные, существуют, и кто их разрабатывает.

24 апреля 2023

В связи с ужесточением законодательства об обработке личной информации многие кадровики активно занялись вопросами приведения в порядок положений о персданных организаций. И тут столкнулись с проблемой: а какие документы относятся к персональным данным у работодателя? Конкретного списка в законодательстве нет. Необходимо утверждать свой. Главное — не забыть ни о каких сведениях.

17 апреля 2023

В своей работе специалист по кадрам может столкнуться с ситуацией, когда работник представил справку об инвалидности. Выясним, какие действия предпринять кадровику и какие еще документы попросить у сотрудника.

25 апреля 2023

В качестве подтверждения инвалидности всегда выдают соответствующий документ. Он важен для получения пенсии, льгот и других социальных и трудовых видов поддержки. Рассказываем, что представляет собой форма справки об инвалидности, какую информацию содержит, разберем, что значат «розовый» и «голубой» бланки.

2 июня 2023