Ни дня без инструкций
Поиск
Ни дня без инструкций
Распечатать Подписаться на рассылку
Кадры

Изучаем технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности — это документ, который устанавливает единообразные подходы к организации и обеспечению пожарной безопасности и пожарной защиты. Разбираемся, что такое технический регламент о требованиях пожарной безопасности, для чего он нужен, где применяется.
9 апреля 2019 Автор: Яценко Виктория

Технический регламент по пожарной безопасности 123-ФЗ определяет конкретные и основополагающие правила безопасности при пожаре, классифицирует понятия в единую систему, разъясняет терминологию.

Положения технического регламента пожарной безопасности 123-ФЗ от 22.07.2008 обязательны:

  • на любом этапе создания, изменения, обслуживания, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
  • при создании, утверждении, применении и исполнении техрегламентов и иной документации, касающихся безопасности при пожаре.

Основные требования

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности определяет ряд требований. Каждый раздел Регламента содержит обязанности при проектировке, строительстве, эксплуатации жилых и производственных объектов (разделы II, III, IV), а также требования к технике (раздел V) и продукции общего назначения (раздел VI).

Разделами II, III, IV регламентируются общие требования к проектной документации на объекты строительства (помещений, зданий и других строительных сооружений) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также классификация объектов, их элементов и частей, помещений, конструкций и материалов. Например, в зданиях должна быть предусмотрена возможность эвакуировать людей вне зависимости от возраста и состояния до того, как наступила угроза их жизни и здоровью, возможность спасения матценностей.

Раздел V касается пожарной техники в целом, а также отдельных видов, таких как первичные средства пожаротушения (огнетушитель, пожарные кран и шкаф); мобильные средства пожаротушения (автомобиль, мотопомпа, летательные аппараты, поезда, суда), автоматические установки пожаротушения (водяного и пенного пожаротушения), средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре (дыхательный аппарат, противогаз) и т. д.

Разделом VI регулируются требования к информации о веществах и материалах, устанавливается обязанность производителя разработать документацию на них.

Что меняется с 2019 года

Пакет с таблицей поправок, который будет вводиться с 2019 года, не настолько объемный. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности 2019 года содержит изменения, связанные с обновлением Лесного кодекса и вступающие в силу с 01.07.2019.

Например, в действующей редакции статья 69 закона 123-ФЗ устанавливает размеры противопожарных расстояний, которые нужно соблюдать на территории между строениями и лесничествами (лесопарками) во избежание распространения огня. Новая редакция исключит термин «лесопарки», оставив лишь лесничества.

Скачать технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Скачать

Изменения прошлых лет

В технический регламент о требованиях пожарной безопасности 2017 год внес изменения в статьи 1, 2, 3, 6.1, 64 закона № 123.

Теперь идентификация здания, сооружения, производственного объекта проводится через установление соответствия классу и степени огнестойкости пожарной опасности.

Расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние. Допускается уменьшение расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов при применении противопожарных преград, предусмотренных ст. 37. При этом расчетное значение риска не должно превышать допустимое значение, установленное ст. 93.

Для оценки соответствия требованиям безопасности объекта с количеством этажей не более двух собственник или владелец может добровольно составить декларацию, предусматривающую сведения о системе противопожарной защиты.

Эвакуационными выходами также считаются выходы из подвальных этажей с помещениями категорий В1-В4, Г и Д; из помещений категорий В1-В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5.

К зданиям и сооружениям по всей их длине (кроме линейных объектов) должен быть обеспечен подъезд мобильных средств пожаротушения: с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 м и с двух сторон — при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

Помещения класса Ф5 категорий А, Б и В1, где производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, должны иметь класс пожарной опасности не выше КМ 1 (указано, что полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1).

Противодымные экраны должны оборудоваться автоматическими и дистанционно управляемыми приводами (без термоэлементов). Рабочая длина таких экранов должна быть не менее толщины дымового слоя, образующегося при пожаре. Основа рабочих полотен экранов должна выполняться из негорючих материалов.

Кроме того, список классов опасности дополнен объектами религиозного назначения (Ф 3.7). В отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ религиозного назначения требования пожарной безопасности устанавливаются соответствующим нормативным документом по безопасности (Положение вступило в силу 31.07.2018).

В последние два года регламент подвергся существенным корректировкам. В Федеральный закон 123-ФЗ введена новая статья 6.1. Она касается проведения идентификации объектов, которые нужно защищать.

Сооружения распределены по классам. Для этого они разграничены в соответствии с установленными признаками:

  • отнесение к классу пожароопасности функционального и конструктивного характера;
  • устойчивость к огню;
  • принадлежность производственного объекта к определенной категории пожарной, взрывопожарной опасности.

Более подробным стал перечень разрешенных к применению вариантов защиты от огня. Он дополнен экранами, занавесами, шторами. А вот в список возможных к применению средств тушения огня первичного характера включена категория «аэрозольный генератор».

Правки касаются перечня эваковыходов: группа дополнена новыми категориями в виде выходов из подвалов и вестибюлей на первых этажах зданий.

Владельцы объектов размером до 1500 м² и высотой не больше 2 этажей имеют право добровольно формировать декларацию пожарной безопасности. Если произошла смена владельца здания и конструктивных особенностей сооружения (реконструкция, капремонт), обновленная информация предоставляется в течение одного года с момента изменений.

Декларация пожарной безопасности

Одним из обязательных компонентов обеспечения пожаробезопасной эксплуатации объекта является пожарная декларация. Статья 64 техрегламента предусматривает необходимость составить такой документ в части определенных зданий.

Скачать

Для каких объектов нужна

Документ нужно формировать в части сооружений, в отношении которых:

  • законодателем персонально предусмотрена экспертиза проектных документов (кроме многоквартирных, одноквартирных жилых домов, в том числе блокированных);
  • присвоен класс огнеопасности функционального характера Ф 1.1., то есть детские сады, дома престарелых, лечебные учреждения, спальные здания образовательных интернатов.

Документ предусматривает наличие сведений об оценке:

  • риска пожара;
  • объема потенциального имущественного ущерба.

Для каких объектов не требуется

ГрК РФ в ст. 49 говорит о том, что экспертизу можно не проводить в части проектных документов по некоторым видам жилых домов, многоквартирных, отдельно находящихся объектов с высотой не больше 2 этажей и с общей площадью не больше 1500 м². Исключение составляют особенно опасные, технически сложные, уникальные сооружения, которые:

  • неприменимы для проживания, производственной деятельности;
  • применимы для производства, но не требуют конструирования санитарно-защитных зон;
  • применимы для производства, и санитарно-защитные зоны уже установлены в границах участка, на котором они стоят.

Это значит, что обязанность составлять декларацию по подобным сооружениям отсутствует. Такой документ можно составить на добровольных основах.

Можно ли разработать для одного помещения

Пункт 2 Приказа МЧС РФ № 91 гласит, что данные по документу можно сформировать как на весь объект, так и на отдельные элементы (сооружения), для которых определены требования к пожарной безопасности.

Кто имеет право составить

ДПБ составляет собственник объекта. Специальные формы для заполнения документа содержатся на сайте МЧС. Руководитель организации вправе привлечь к формированию декларации любого техспециалиста или организацию. Наличие лицензии не является необходимым условием (Письмо Рособра от 27.02.2010 № 16-486/07-03).

Руководитель объекта защиты подписывает документ. Далее его надо заверить печатью предприятия.

Как оценить риск пожара

Риск пожара — это оценка вероятности возникновения опасности пожара и последствий для человека и матценностей. Оценка оформляется на основе расчета.

Расчет должен быть в части объектов производства и тех, где нарушаются нормативы по пожарной безопасности. Если на объекте нет производства и предписаний по нарушениям, расчет риска не делается. Руководитель организации, не заполняя такой раздел декларации, должен установить, исполняются ли на объекте требования безопасности обязательного формата.

Если расчет нужен, он прилагается в форме отчета. Правила же подсчета определены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 272.

Как оценить ущерб для имущества третьих лиц

Владелец объекта оценивает в собственных расчетах возможность причинения вреда чужим ценностям, например оборудованию (не здоровью!). В разделе ДПБ можно прописать стоимость и количество имущества, которому может быть причинен ущерб.

Если нарушения отсутствуют, в этом разделе можно обозначить, что опасность потенциального ущерба имуществу третьих лиц отсутствует.

Внести изменения или создать новую декларацию

Если условия на объекте защиты неизменны, декларация носит бессрочный характер. Документ надо уточнить или разработать заново, если есть изменения, которые затрагивают сведения, имеющиеся в ДПБ (к примеру, сменился владелец, поменялось назначение объекта, сфера его деятельности, тип). Изменения в ДПБ надо регистрировать в том же порядке, который определен для самой декларации.

Как зарегистрировать

Алгоритм регистрации документа определен Приказом МЧС РФ от 24.02.2009 № 91. Документ должен разработать и предоставить владелец сооружения. Если здание проектируется, декларацию формирует застройщик (до ввода в эксплуатацию). Ответственность за полноту информации в документе несет ее разработчик.

Декларацию надо оформить по установленной форме. Число экземпляров такое: на бумаге в 2 экземплярах или электронно (выбор варианта за исполнителем документа).

Направить декларацию можно:

  • почтой;
  • по интернету;
  • через портал госуслуг;
  • в сканированном виде через официальный сайт МЧС РФ.

МЧС проверяет документ на соответствие шаблону не более 5 рабочих дней. Если все соответствует нормативам, документ регистрируется в перечне деклараций пожарной безопасности.

Если форма не соответствует установленной, МЧС возвращает ее исполнителю, указав причины.

По факту регистрации МЧС направляет один экземпляр в адрес декларанта.

Нужно ли согласовывать

Документ не следует согласовывать с органами Госпожнадзора. Почему? Все просто: он направляется в порядке уведомления. Сведения, включенные в него, проверяются в процессе контрольных мероприятий.

Кто проверяет

Юрлицо, оформившее декларацию, несет полную ответственность за сведения, включенные в документ. Исполнение нормативов безопасности проверяется в дальнейшем в период плановой проверки. В случае обнаружения пожарным инспектором включенных в документ, но не реализованных норм, предприятие подвергается штрафу.

Важно знать, что в процессе плановой проверки инспектор вправе запросить ДПБ, даже если распоряжение о проверке не содержит необходимости предоставить такую бумагу.

Ответственность за невыполнение

Ответственность за невыполнение правил № 123-ФЗ (непредоставление или предоставление с неполными или недостоверными сведениями декларации, предусмотренной п. 4 ст. 64 Регламента) административным законодательством напрямую не предусмотрена. Однако в КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Ст. 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредоставление (несвоевременное предоставление) в госорган или должностному лицу сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления его деятельности.

Административное наказание за нарушение ч. 1. ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрено в виде предупреждения либо штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей, на должностных лиц — от 6000 до 15 000 рублей, на юридических лиц — от 150 000 до 200 000 рублей.

Если проверка выявляет отсутствие ДПБ в период особого противопожарного режима, предел штрафа гораздо серьезнее и составляет:

  • для должностного лица — от 15 000 до 30 000 рублей;
  • для юрлица — от 400 000 до 500 000 рублей.

Распечатать
Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!
Система комментирования SigComments
Поделитесь с друзьями:
Вместе с эти материалом часто ищут:
Разберемся, в каких случаях создается пожарно-техническая комиссия в бюджетной организации, и что нужно для этого сделать.
5 октября 2017
Действующее законодательство не только обязывает все организации проводить обучение по пожарной безопасности руководителей и специалистов, но и определяет, из чего состоит программа, какова периодичность мероприятий и где проводится подготовка.
1 марта 2019
Обучение пожарно-техническому минимуму и пожарной безопасности — это неотъемлемый элемент обеспечения работоспособности учреждения. Расскажем в статье о пожарно-техническом минимуме для руководителей и специалистов, требованиях, периодичности и сроках его прохождения.
18 февраля 2019
Коды табеля учета рабочего времени 2019 — это специальные условные обозначения и сокращения, которые отражают фактический период работы сотрудников за месяц и используются при заполнении документа. Разберем их подробно.
13 ноября 2018