Общие требования
Порядок проведения проверок и основания регламентированы ст. 360 ТК РФ и Федеральным законом № 294 о защите прав юрлиц и предпринимателей при осуществлении надзора. К ведомственному контролю относятся:
- допустимые виды проверок (плановые, внеплановые, целевые, комплексные);
- конкретные должности, имеющие право на его осуществление;
- правила оформления результатов инспекций;
- периодичность и плановость проверок.
Проверке подлежат:
- правильность составления трудовых договоров, соответствие их содержания требованиям ст. 57 ТК РФ;
- соблюдение режима рабочего времени и времени отдыха;
- соблюдение трудового распорядка, дисциплины и охраны труда;
- своевременность направления работников на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации;
- оплата труда, соответствие заработной платы МРОТ и в случае допущенных задержек или невыплат выполнение работодателем требований материальной ответственности сторон трудового договора.
Как контролируют соблюдение трудового законодательства
Правовое положение организаций, которые осуществляют ведомственный контроль, например, за соблюдением трудового законодательства, определяется ст. 353.1 ТК РФ. Понятие введено в 2011 году в дополнение к госконтролю в сфере труда. Это разновидность контрольной деятельности. Статья определяет круг субъектов, которые могут проверять. К ним относятся органы:
- исполнительной власти (федеральные);
- исполнительной власти субъектов;
- местного самоуправления.
Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается внутренними положениями этих органов. Примерами служат Приказ МВД 77 об организации ведомственного контроля, Приказ Правительства Калининградской области № 667 от 17.12.2015 или Закон г. Москвы № 3 от 15.02.2017.
Ведомственный контроль осуществляется (включая и финансовый) в отношении тех организаций, учредителями которых являются органы исполнительной власти федерального (к примеру, министерства) или регионального уровня. А проводят его федеральные органы исполнительной власти, а также исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления в соответствии с законами РФ и ее субъектов (ст. 353.1 ТК РФ).
Нормативная база, регулирующая ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства, представлена различными документами как федерального, так и областного уровней, например:
Трудовой кодекс РФ |
|
Закон Санкт-Петербурга от 23.12.2016 № 683-121 |
|
Закон города Москвы о ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в городе Москве от 15.02.2017 № 3 |
Как организован контроль
Контрольные и ревизионные ведомственные мероприятия в сфере проверки соблюдения трудовых норм проводит орган исполнительной власти или местного самоуправления посредством:
- Плановой проверки. Проверка по установленному графику учреждений, являющихся подчиненными для соответствующего органа и включенных в его состав.
- Внеплановой проверки. Ведомственный контроль может проводиться по представлению силовых органов или их руководителей в рамках, например, расследуемых уголовных дел.
Плановая проверка
Вышестоящая организация проверяет подведомственную на предмет соблюдения, например, трудового законодательства в процессе деятельности. Проверочные мероприятия в отношении учреждения идут на основании утвержденного плана. Закон региона может определять их периодичность, например, в Санкт-Петербурге (Закон Санкт-Петербурга от 23.12.2016 № 683-121) — не чаще 1 раза в 3 года.
Ежегодный план содержит такие сведения:
- название подлежащего проверке учреждения и места его деятельности;
- цель, основание мероприятий по контролю;
- даты начала и окончания;
- название органа власти, который проверяет организацию.
Основанием для включения подведомственного учреждения в ежегодный план может быть окончание 3 лет с момента:
- госрегистрации подведомственного учреждения;
- осуществления последних контрольных мероприятий.
О проведении плановой проверки предупредят заранее, за 3 рабочих дня до ее начала.
Плановая проверка может проводиться в форме:
- проверки документов;
- выездной.
Внеплановая проверка
Такой вид проверки призван осуществить мониторинг соблюдения трудовых норм в отношении работников, а также устранение отклонений предыдущих мероприятий.
Основания для включения во внеплановую проверку:
- окончание периода для устранения нарушений по итогам предыдущей проверки;
- получение вышестоящим органом обращения по поводу нарушений в подведомственной организации.
По факту принятия решения о внеплановом контроле вышестоящая организация разрабатывает и утверждает распорядительный акт. Внеплановая проверка осуществляется в форматах изучения документов или выездном.
Направления контроля
Органы контроля призваны осуществлять проверку:
- соответствия процессов подведомственных структур установленным законодателем требованиям;
- наличия нарушений и отклонений от предписаний;
- социально-трудового партнерства;
- соблюдения трудового законодательства (например, условия трудового соглашения, время труда и отдыха, оплата за работу, предоставление гарантий и компенсаций сотрудникам, мероприятия по охране труда, работа отдельных категорий, анализ и решение споров и т. д.).
Как организовать
Шаг 1. Издать распорядительный документ о проведении ведомственной проверки или действовать на основании утвержденного плана. В документе нужно указать:
- название проводящего проверку органа;
- Ф.И.О. и должность тех, кто проведет процедуру;
- наименование учреждения, в отношении которого организованы мероприятия;
- цель, задача, формат проверки;
- срок проведения;
- список мероприятий для выполнения задач контроля;
- список документов для изучения в ходе процедуры;
- даты начала и окончания.
Шаг 2. Заверить копию распорядительного документа печатью (при ее наличии).
Шаг 3. Вручить копию проверяемой организации перед началом процедуры.
Как оформить результаты
Порядок проведения проверок различными органами при ведомственном надзоре одинаков, но результат и цели отличаются. При государственном ведомственном контроле цель — разобраться в причинах возникновения нарушений. Результат проверки оформляется в форме акта, который затем вручается под подпись должностному лицу проверяемой организации для подготовки объяснений по выявленным нарушениям. В оформленном акте нужно указать:
- число, время и место составления;
- наименование проводившего проверку органа;
- реквизиты распорядительного документа, на основании которого шла проверка;
- Ф.И.О. и должности аудиторов;
- наименование учреждения, которое было проверено;
- даты и период проведения контрольных процедур;
- информацию по итогам, включая обнаруженные отклонения и лица, их допустившие;
- информацию об ознакомлении или отказе ознакомиться с актом представителей проверенного учреждения;
- подписи аудиторов, которые провели контрольные процедуры.
К акту проверки нужно приложить документы-обоснования по обнаруженным отклонениям (протоколы, объяснения и т. п.).
Документ формируется по окончании мероприятий в 2 экземплярах. Один передается в проверенную организацию под подпись. При отказе поставить подпись нужно составить акт об этом факте. Далее можно направить акт заказным письмом с уведомлением по почте.
Проверенное учреждение может предоставить документ с разногласиями с приложением подтверждающих позицию бумаг. В случае отказа работодателя дать такие пояснения в акте делается соответствующая отметка.
Что делать по результатам
Руководитель проверенного учреждения должен устранить обнаруженные отклонения в те сроки, которые указаны в акте.
Проверенное учреждение должно предоставить вышестоящей организации отчет о мероприятиях, проведенных по итогам процедуры. Сроки устанавливают по результатам проверки. К документу следует приложить бумаги, которые подтвердят, что недостатки устранены.
В случае неустранения отклонений руководителя проверенной организации привлекут к ответственности.
Ответственность
Нарушение трудового законодательства повлечет за собой меры воздействия по ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафов.
За первое нарушение:
- 1000-5000 рублей — для ИП или должностного лица;
- 30 000-50 000 рублей — для юрлица.
За повторное нарушение:
- 10 000-20 000 рублей — для ИП;
- 10 000-20 000 рублей или дисквалификация от одного до трех лет — для должностного лица;
- 50 000-70 000 рублей — для юрлица.