Как устроена система ОТ на предприятии
Деятельность по ОТ опирается на государственные нормативные акты и созданные на их основе локальные нормативные акты работодателя по охране труда, обязательные для исполнения.
Минтрудсоцзащиты РФ Приказом № 776н от 29.10.2021 утвердило Примерное положение о системе управления охраной труда. Примерное положение в организации применяют без изменений или вносят изменения в него в соответствии со спецификой деятельности. Основополагающий ЛНА по ОТ, созданный на основе указанного Примерного положения, — Положение о СУОТ. Этот внутренний документ служит основой для создания СУОТ.
Обеспечивают действие системы специалисты по ОТ, которые действуют на основании должностных инструкций и множества актов в области охраны труда и требуют неукоснительного выполнения данных актов. Специалисты этой сферы проводят мероприятия для качественной работы СУОТ, разрабатывают необходимые ЛНА. Аббревиатура ЛНА часто применяется в различных документах, комментариях, расшифровка «ЛНА в охране труда» означает «локальные нормативные акты (или акт) в области охраны труда».
Кроме Примерного положения от 29.10.2021, приказом Роструда № 77 в 2019 году утверждены Методические рекомендации, а с 11 марта 2022 года действует приказ Роструда № 20 «Об утверждении форм проверочных листов» (контрольные вопросы приложения 23 дают четкое понимание, какие внутренние ЛНА должны быть на предприятии в СУОТ и выполняет ли служба ОТ возложенные на нее функции).

Надо знать: как разработать и внедрить программу нулевого травматизма.
Виды НПА по охране труда
Служба по ОТ обязана знать, какие виды нормативных правовых актов по обеспечению безопасности труда действуют в РФ.
- виды НПА разделяют по силе действия — на первом месте законы, к ним относятся кодексы, федеральные законы. Остальные акты, принятые на основании и во исполнение законов, называются подзаконными актами;
- НПА бывают общеотраслевые и отраслевые. Например, постановление Главного государственного санитарного врача от 13.12.2006 № 33 «Об утверждении санитарных правил СП 2.6.1.2154-06 «Обеспечение радиационной безопасности при комплексной утилизации атомных подводных лодок» — это отраслевые правила, и они не применяются в других видах деятельности;
- акты, разработанные на предприятии, называются локальными (внутренними).
Трудовой кодекс статьей 212 устанавливает, какие виды нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, действуют в организации. К таким актам относятся:
- правила по охране труда в различных видах экономической деятельности;
- единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты;
- иные НПА, включающие в себя государственные нормативные требования.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работодателю организовать охрану труда в организации. Используйте эти инструкции бесплатно.
Какие НПА по ОТ должны быть на предприятии
Вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности каждая организация обязана иметь перечень федеральных и локальных актов в сфере обеспечения соблюдения требований охраны труда всех видов. Законодатель разрешает вести перечень как в электронном, так и в бумажном виде.
Кроме составления перечня, ответственные специалисты обязаны сформировать пакет документов, состоящих из всех НПА последней редакции, доступных для всех работников.
В состав документов по ОТ входят общеотраслевые и отраслевые законы, подзаконные акты и внутренние документы организации.
Государственные НПА систематизированы и доступны, для этого созданы специальные правовые системы. Сложность может возникнуть при создании внутренней нормативной базы и ее систематизации. Рассмотрим, на какие группы делят локальные акты по охране труда и технике безопасности в организации:
- Положение о СУОТ, разработанное в соответствии с Приказом Минтруда РФ № 776н «Об утверждении примерного Положения о системе охраны труда»;
- политика в области ОТ;
- Положение о службе ОТ или приказ о назначении ответственного лица на каждом уровне управления;
- программа производственного контроля;
- документы по управлению проф. рисками в соответствии с требованиями ст. 218 ТК, Приказа Минтруда РФ от 28.12.2021 № 926, Приказа Минтруда РФ от 31.01.2022 № 36 (приказ об организации и план проведения оценки рисков, карты проведения оценки профессиональных рисков, реестр установленных рисков);
- документы по СОУТ в соответствии с требованиями Трудового кодекса и закона «О специальной оценке условий труда» (приказ об утверждении комиссии и порядке ее деятельности, отчет, перечень рабочих мест, результаты идентификации вредных и опасных факторов);
- перечень видов нормативных правовых актов по охране труда и комплект актуальных НПА и ЛНА (положений, инструкций, норм, с листами ознакомления работников с данными документами);
- журналы проведения инструктажей, документы, регламентирующие инструктажи;
- организационно-распорядительная документация (приказы об утверждении положений, инструкций, о возложении ответственности за охрану труда, о назначении на должность, об утверждении должностной инструкции, о назначении лиц, проводящих инструктажи и др.);
- сведения о контрольных мероприятиях (планы, акты, предписания, отчеты о принятых мерах);
- планы мероприятий по улучшению ОТ;
- иные документы.

НПА, если на производстве опасные объекты
Требования к нормативно-правовому обеспечению опасных объектов содержатся в 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законах и подзаконных актах. В соответствии с п. 5 статьи 11 ФЗ-116 принято постановление правительства № 1243, устанавливающее требования к внутренней документации по управлению промышленной безопасностью.

Специалисты по охране труда должны тщательно изучить общеотраслевые и отраслевые НПА, регулирующие работу предприятия, и лишь после этого составлять локальные акты по промышленной безопасности.
Надо знать: как подготовить план мероприятий по улучшению условий труда.
Что грозит за отсутствие необходимых документов
Отсутствие в организации любого локального акта, регулирующего вопросы охраны труда, наличие которого предусмотрено государственными нормативными требованиями, влечет административную ответственность. К такой ответственности привлекают трудовые инспекции, органы технадзора, МЧС. Согласно статье 5.27.1 КоАП физическому лицу грозит штраф от двух до пяти тысяч рублей, юридическому — от пятидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.
Должностное лицо, в компетенцию которого входит разработка документации, привлекает к дисциплинарной ответственности работодатель. Он вправе вынести замечание, выговор или уволить работника, не выполняющего должностные обязанности, в порядке, предусмотренном статьей 193 ТК.