Конфликт интересов возникает при наличии личной заинтересованности чиновника или муниципального работника в получении выгод в процессе выполнения функциональных обязанностей. Целью становится удовлетворение собственных потребностей, а не нужд населения. Законодательство обязывает сотрудника не допускать подобного развития событий и предупреждать работодателя заранее. Предупреждение оформляется в виде специального документа — уведомления о конфликте интересов (муниципального служащего или гражданского). Изучив документ, принимают меры для решения проблемы, вплоть до увольнения в случае бездействия как сотрудника, так и его руководителя.
Что такое конфликт интересов
Президентом России 15.08.2001 утверждена Концепция, реформирующая систему госслужбы. Она включает сведения о возможности формирования механизмов конфликта интересов в деятельности чиновников. Для исполнения Концепции 27.07.2001 утвержден ФЗ № 79-ФЗ, установивший основы системы госслужбы в России. Законодательный акт определил, что такое конфликт интересов (на муниципальной службе понятие урегулировано ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ). Термин относится к ситуации, когда служащий лично хочет (прямо или косвенно) приобрести выгоды от исполнения обязанностей по работе. Желание влияет на степень объективности, беспристрастности и качество выполняемого функционала.
Национальный план борьбы с коррупцией, утвержденный Президентом 31.07.2008 в качестве одного из главных механизмов недопущения развития коррупции, утвердил необходимость разрешать на службе конфликты интересов. Понятие получило развитие в ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
Статья 10 ФЗ № 273 определяет, что конфликтом интересов является ситуация, когда личная заинтересованность влияет на исполнение обязанностей по должности. Возникает противоречие между требованием соблюдать права граждан и персональными интересами служащего, связанные с приобретением выгоды. В результате нарушаются прав населения, общества или государства.
Что такое личная заинтересованность
Понятие «личная заинтересованность» упоминается в ст. 19 ФЗ № 79. Его подробное определение содержится в ст. 10 ФЗ № 273. Это возможность для работника лично или для его родных, друзей, знакомых, связанных с ним учреждений получить в процессе исполнения функциональных обязанностей доходы в виде финансовых средств, преимуществ, результатов работы организаций. Она прямо влияет на надлежащее выполнение госслужащим обязанностей по должности.
Личная заинтересованность подразделяется (ст. 10 ФЗ № 273) на:
- прямую (получение выгод непосредственно сотрудником);
- косвенную (создание условий и возможностей для реального получения служащим выгод).
Исключить полностью возможность появления ее у сотрудника и, как следствие, возникновения конфликта интересов невозможно. Необходимый алгоритм — эффективно урегулировать проблему. Для этого нужно:
- заранее определить способствующие ее возникновению обстоятельства;
- отследить динамику развития;
- управлять разрешением проблемы.
Почему возникает конфликт интересов
Причинами возникновения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе становятся:
- нарушение требований, установленных к поведению по службе;
- неисполнение функциональных обязанностей;
- нарушение прав или определенных законом интересов населения, государства;
- нарушение действующих норм, ограничений, запретов, установленных законодателем.
Среди обстоятельств, способствующих проявлению проблемы, выделяют:
- неясность в формулировках компетенций;
- идентичность в полномочиях разных госорганов, их структур, сотрудников;
- отсутствие в достаточном объеме сведений о работе органов власти;
- нарушение дисциплины (по службе, организационной);
- противоречия в содержании нормативных актов, способствующие появлению обстоятельств, стимулирующих коррупцию;
- отсутствие мер, не допускающих возникновение;
- непредоставление работодателю информации об имеющейся проблеме;
- осуществление иной, кроме госслужбы, деятельности на платной основе без информирования об этом работодателя.
Примеры из практики
Термин «конфликт интересов» применяется по отношению к множеству ситуаций, в которых действует сотрудник. Примеры конфликта интересов на муниципальной службе и на госслужбе приведены в памятке Управления делами Президента по разъяснению типовых случаев, связанных с проблемой. Минтруд в Письмах от 03.09.2018 № 18-0/10/П-6179, от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088 опубликовал обзор часто встречающихся ситуаций и критериев их определения. Оценить конкретную ситуацию помогают Рекомендации Минтруда от 26.07.2018 № 18-0/10/П-5146, обзоры практики и решения типовых проблем.
Скачать Письмо Минтруда от 03.09.2018 № 18-0/10/П-6179
К регулярно встречающимся примерам относят:
- исполнение служащим управляющих функций в отношении родственника;
- получение имущества в качестве подарка;
- участие в заседании комиссии, работа которой связана с вопросами предоставления финансовых благ родственнику;
- издание и утверждение распоряжений, касающихся направления материальных средств родственнику;
- осуществление предпринимательства или оплачиваемой деятельности в сфере, которую контролирует госслужащий;
- обучение сотрудника в образовательном учреждении, в отношении которого орган власти осуществляет функции контроля, надзора. Получение преимущества в процессе учебы, например, завышение оценок;
- работник является членом комиссии по замещению вакансий, а претендент — его дочь, она получает преимущество перед остальными претендентами;
- отец супруга служащего — участник общества в единственном лице, с этой организацией служащий заключил контракт и подписал акт выполненных работ. В силу личной выгоды учреждение получило доход.
Скачать Письмо Минтруда от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088
Практических примеров множество, а задача госслужащего — не допустить реализации конфликта в практической деятельности.
Скачать памятку о типовых конфликтных ситуациях на госслужбе
Как урегулировать
Обе стороны — и служащий, и работодатель — обязаны принимать меры по недопущению конфликта или его урегулированию. Обязанность установлена ст. 19 ФЗ № 273. В таблице собрали способы урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе в 2020 году.
Варианты действий служащего |
Варианты действий работодателя |
---|---|
Проинформировать работодателя о факте наличия проблемы, перспективе возникновения (ч. 2 ст. 11 ФЗ -273, п. 12 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 79, п. 11 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 25), направив в его адрес уведомление. |
Внести изменения в положение служащего по должности, при необходимости отстранив его от функционала (ч. 4 ст. 11 ФЗ № 273, ч. 3.1 ст. 19 ФЗ № 79, ч. 2.1 ст. 14.1 ФЗ № 25). Изменения вносят путем исключения процессов из обязанностей или отстранения от их исполнения (с сохранением зарплаты). |
Взять самоотвод (ч. 5 ст. 11 ФЗ 273) в установленных законодателем случаях. Перечень случаев до настоящего времени не определен. |
Сообщить о проблеме в специальную комиссию, контролирующую соблюдение требований к поведению на службе (п. 16 Положения о комиссиях, утвержденного Указом Президента от 01.07.2010 № 821). |
Выразить отказ от выгоды, которая является поводом к возникновению проблемы (ч. 4 ст. 11 ФЗ № 273, ч. 3 ст. 19 ФЗ № 79, ч. 2 ст. 14.1 ФЗ № 25). |
|
Провести передачу ценных бумаг, долей участия, вызывающих возможность появления конфликта (ч. 7 ст. 11 ФЗ № 273, ч. 2 ст. 17 ФЗ № 79, ч. 2.2 ст. 14.1 ФЗ № 25). |
|
Ответственность служащего
Наказанием за непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по недопущению, урегулированию является увольнение (освобождение от замещаемой должности) вследствие утраты доверия, так устанавливает ст. 13.1 ФЗ № 273.
Лишение права замещать должности в виде наказания установлено ст. 47 Уголовного кодекса.
КоАП разрешает применение похожего наказания — дисквалификации (ч. 1 ст. 3.11), то есть запрета занимать должности государственной и муниципальной службы на период от полугода до 3 лет.