Какие НПА регулируют режим работы водителя
Ответ на вопрос, какая нормальная продолжительность рабочей недели водителей, содержится не в одном, а в нескольких нормативных документах.
Так, согласно статье 100 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. А оно, Правительство РФ, в свою очередь, постановлением № 877 от 10.12.2002 передало эти полномочия Минтрансу.
И вот, собственно, Приказ Минтранса России № 424 от 16.10.2020 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» (далее — Приказ 424) и есть основной документ, регулирующий работу лиц, управляющих транспортными средствами.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, допускаются ли расхождения в данных об отработанном времени водителя в путевых листах (фактически отработанное время) и табеле учета рабочего времени (время согласно установленному режиму). Используйте эти инструкции бесплатно.
Приказ № 424 распространяется на работников транспорта, работающих по трудовому договору, и ИП, осуществляющих управление автомобилем самостоятельно. Исключениями являются водители:
- служебных легковых авто при органах власти и местного самоуправления, ведомственной охраны, пожарных и аварийно-спасательных машин, «скорой помощи», автомобилей органов, осуществляющих ОРД; автомобилей Государственной фельдъегерской службы РФ;
- занятые на международных рейсах;
- не выезжающие на дороги общего пользования с территории предприятия;
- являющиеся военнослужащими при исполнении обязанностей военной службы.
Кроме того, если эксплуатируется грузовик с разрешенной максимальной массой более 3500 килограммов или автобус, то на него распространяются требования раздела 26 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993. В частности, лицо за рулем такого транспорта по требованию сотрудников ГИБДД предоставляет доступ к информации из тахографа и к карте водителя. Инспектор проверяет, соблюдает ли водитель грузовика или автобуса требования об обязательном отдыхе и не превышает ли он допустимое количество часов за рулем.
Что касается установления тахографов, то есть еще несколько нормативных актов, которые регулируют этот вопрос:
- Приказ Министерства транспорта РФ от 28.10.2020 № 440 (устанавливает требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств);
- Приказ Министерства транспорта РФ от 26.10.2020 № 438 (определяет порядок оснащения автотранспорта тахографами);
- постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 1998 (конкретизирует категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров).
Соответственно, если перевозка пассажиров в организации осуществляется не только на легковом автомобиле, но и на любом другом транспорте, то необходимо внимательно ознакомиться с указанным выше законодательством, чтобы не ошибиться в вопросе, необходимо или нет устанавливать тахограф. Если всё-таки нужно, то все затраты несет работодатель, и он не вправе требовать от работника оформления карты водителя или покупки тахографа за счет личных средств (незаконно и удержание с работника средств, затраченных на оформление такой карты или покупку тахографа: см. например, Определения Красноярского краевого суда от 31.05.2021 № 33-5814/2021, Архангельского областного суда от 21.05.2018 № 33а-3247/2018 ).
Может пригодиться: как оформить приказ о закреплении автомобиля за водителем
Продолжительность рабочей недели водителя
Рабочее время работников, управляющих транспортом, включает в себя несколько составляющих:
- время управления транспортным средством;
- время специальных перерывов для отдыха;
- время работы, не связанной с управлением автомобилем.
По общему правилу, установленному пунктом 6 Приказа № 424 и ТК РФ, нормальная продолжительность рабочего времени водителя в неделю — не более 40 часов.
При суммированном учете продолжительность ежедневной смены не должна превышать 10 часов. При этом время управления транспортным средством — не более 9 часов (два раза в течение недели допустимо увеличение этого времени до 10 часов).
И совсем в исключительных случаях (чтобы доехать до места стоянки или завершить перевозку груза или пассажира) допускается увеличить продолжительность смены, но не более чем на 2 часа.
Работникам, которые трудятся в организациях здравоохранения, ЖКХ, связи (в том числе в СМИ), аварийных служб, перевозят на служебных легковых автомобилях руководителей организаций, инкассаторов, таксистам и вахтовикам продолжительность ежедневной работы при необходимости увеличивается до 12 часов.
Аналогичная норма содержится и по отношению к водителям, работающим на городском и пригородном транспорте: их продолжительность ежедневной смены может быть увеличена до 12 часов, но только по согласованию с профсоюзной организацией (или иным представительным органом).
Для сведения:
Ответственность за несоблюдение продолжительности рабочего времени водителя
В зависимости от обстоятельств несоблюдение требований к режиму труда и отдыха лиц, управляющих транспортным средством, образовывает составы сразу нескольких административных правонарушений, выявление которых относится к компетенции различных контролирующих органов.
Перечень основных норм КоАП РФ, которые предполагают привлечение к ответственности работодателя, его должностных лиц, а в отдельных ситуациях и самих работников:

Читайте также: как заполнить журнал проведения инструктажей с водительским составом по безопасности движения