Ни дня без инструкций
Поиск
Ни дня без инструкций
Шаблоны и формы

Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии — это документ о передаче комплекса исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Цель — расширение рынка и создание новых хозяйственных комплексов под маркой правообладателя.

Когда используется договор концессии

Франчайзинг — это способ организации отношений между субъектами предпринимательства. Франшизиар (франчайзи) заключает с франшизиатом (франчайзером) соглашение — по договору франчайзинга право собственности переходит на франшизу, пакет прав промышленной и интеллектуальной собственности. С его помощью компании и/или физическое лицо (франчайзи и франчайзер соответственно) передают разрешение на использование торговых марок, знаков обслуживания, полезных моделей, фирменного стиля, деловой репутации, ноу-хау и готовой бизнес-модели за определенную плату — роялти.
В законодательстве РФ нет понятия договора франчайзинга, что это за сделка, не найти и ее определения. Передача прав на практике оформляется:

  • коммерческой концессией;
  • лицензированием.

ДК регулируется Гражданским кодексом — существенные условия договора коммерческой концессии определены в главе 54. В российском законодательстве это наиболее близкий к западному аналогу документ.

Первые яркие примеры договора коммерческой концессии из жизни — выход на рынок РФ таких фирм, как «Макдоналдс», «Пицца-хат» и «Баскин Роббинс».

Бесплатно узнайте в КонсультантПлюс, как составить договор коммерческой концессии (франчайзинга). Эксперты подготовили инструкцию и образец.

Правообладатель предоставляет Пользователю на срок (или без указания срока) и за вознаграждение использование комплекса исключительных прав на эксплуатацию объектов интеллектуальной собственности:

  • товарный знак;
  • знак обслуживания;
  • другие предусмотренные договором объекты: коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) — ст. 1027.

Суть концессионной сделки, позволяющая понять, какой договор преимущественно понимается под договором франчайзинга, — получение разрешения на использование комплекса исключительных прав (франшизы), деловой репутации и коммерческого опыта в предпринимательской деятельности:

  • для расширения производственной или торговой сети;
  • для распространения товаров и услуг.

Стороны соглашения — коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Франшиза используется в согласованных сторонами:

  • объеме;
  • территории;
  • сфере предпринимательства.

Правообладатель по договору франшизы вправе настоять на:

  • оказании технической, консультативной помощи;
  • обучении персонала;
  • различных видах контроля за действиями компании-пользователя.
ВАЖНО!
При передаче объектов интеллектуальных прав к договору коммерческой концессии применяются правила раздела VII ГК о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям гл. 54 и существу ДКК.

Традиционная сфера использования концессии — развитие брендированных сетей для распространения товаров и услуг. Еще одна особенность, позволяющая понять сущность договора коммерческой концессии, что это такое — отличие концессии от лицензии:

  • по лицензии передается отдельный объект, а не комплекс;
  • участники не обязаны работать в одной «системе», под маркой правообладателя.

Преимущества и ограничения при заключении договора коммерческой концессии для развития бизнеса:

Возможность Ограничение
Пользователь не теряет юридическую самостоятельность, собственный бизнес развивается с использованием готовых ресурсов, технологий и маркетинговых затрат Правообладателя

Приобретатель франшизы обязан извещать клиентов о ее использовании (ст. 1032 ГК РФ)

Снижение конкуренции

Если Правообладатель по соглашению ограничен:

  • в передаче франшизы на согласованной территории;
  • в самостоятельном распространении продукции на территории действия ДКК

(абз. 2 п. 1 ст. 1033 ГК РФ)

Договор коммерческой концессии заключается:

  • на возмездной основе;
  • с установлением штрафных санкций или ограничений действий за несоблюдение — абз. 3 ст. 1037 и п. 1 ст. 1033 ГК.

Форма и регистрации

Требования к соглашению описаны в ст. 1028 ГК:

  1. Письменная форма — несоблюдение делает его ничтожным (п. 1 ст. 1028).
  2. ДКК не удостоверяется нотариально — эта форма используется исключительно по желанию сторон.
  3. Предоставление в пользование франшизы по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в Роспатенте. В противном случае передача будет признана несостоявшейся (п. 2 ст. 1028).
  4. По умолчанию, обязанность по регистрации лежит на Правообладателе. Пользователь вправе обратиться за регистрацией самостоятельно, независимо от наличия такого пункта в документе о сделке — п. 3.4.10 Рекомендаций по вопросам проверки договоров, утв. приказом Роспатента №186 от 29.12.2009.

Существенные условия

В концессию нельзя передать:

  • фирменное наименование — оно неотчуждаемо и необоротоспособно;
  • право на наименование места происхождения товара.

К существенным условиям относятся:

  • предмет;
  • вознаграждение;
  • право субконцессии;
  • порядок изменения и прекращения.

Предмет

Определение предмета дано в статье 1027. Он состоит из обязательных и составных элементов.

ВАЖНО!
Считается, что для оформления ДКК должно передаваться минимум два исключительных объекта — один из них, обязательно, товарный знак или знак обслуживания. В остальных случаях используются иные формы соглашений — например, лицензионное.

Составные элементы:

  • передача ноу-хау, коммерческого обозначения, промышленного образца и т.д.;
  • репутация в деловой среде и коммерческий опыт правообладателя.

Выплаты

Выплаты являются интегрированным показателем. Это вознаграждение правообладателя. Оно состоит из двух частей:

  • фиксированная — паушальный платеж, вносится после подписания и регистрации франшизы за вхождение в сеть правообладателя;
  • плавающая, периодическая (роялти) — рассчитывается по соглашению сторон в абсолютных значениях или в процентах от выручки.
    Стороны соглашения фиксируют способы, сроки и порядок выплат.

Цена складывается под влиянием следующих факторов:

  • срок действия охранного документа;
  • издержки урегулирования;
  • уровень правовой охраны;
  • разработка и регистрация товарного знака;
  • реклама и страхование нематериальных активов;
  • территория сбыта;
  • необходимые разрешения;
  • обучение персонала.

Ограничения сторон

Ограничения сторон по ДКК регулируются законодательством, в том числе антимонопольным, и не должны ему противоречить. Стороны дополнительно согласовывают следующие моменты (ст. 1033 ГК):

  • не предоставлять аналогичные права и не осуществлять собственной аналогичной деятельности на закрепленной в соглашении территории;
  • не конкурировать с пользователем на оговоренной территории;
  • об отказе от получения аналогичных франшиз у конкурентов;
  • реализовывать товары, работы и услуги по установленным у правообладателя ценам исключительно в пределах определенной территории;
  • согласовывать с франчайзи место расположения коммерческих помещений, их внешнее и внутреннее оформление.

Срок

Закон допускает заключение ДКК как с указанием срока действия, так и без такового (п. 1 ст. 1027).

Порядок изменения и прекращения

Особых требований к процессу изменения обязательств из договоров коммерческой концессии закон не предъявляет. Все изменения в них вносятся в соответствии со статьей 29 ГК. Совершаются в письменной форме и подлежат регистрации (абз. 2 ст. 1036 ГК РФ), в том числе:

  • досрочное расторжение ДКК, заключенного с указанием срока;
  • расторжение заключенного без указания срока — п. 2 ст. 1037 ГК.

Согласованные сторонами поправки подлежат государственной регистрации.

Ошибки

Типичные ошибки, которые стоит учесть при подготовке концессии:

Описание

Что предусмотреть

Отсутствует франшиза на использование товарного знака/товарный знак описан частично

В текст следует включить номер свидетельства о государственной регистрации товарного знака, реквизиты его владельца и приложить само изображение товарного знака

Не определен объем прав на товарный знак

Следует четко определить перечень товаров и услуг, в отношении которых он используется, — он обязан соответствовать регистрационным данным правообладателя

В договоре концессии нечетко сформулированы условия вознаграждения

Это относится к периодическим платежам — следует помнить, что закон разрешает сторонам концессии устанавливать собственные способы расчета выплат роялти

Обязанности франчайзера и франчайзи не детализированы

Рекомендуется прописать их детально и сбалансировать защиту прав между сторонами

Система штрафов и санкций не прописана детально

Детализация ответственности дисциплинирует стороны и позволяет решать вопросы в досудебном и судебном режиме

Договор концессии не зарегистрирован в Роспатенте

Рекомендуется обязательная госрегистрация — неисполнение требования ст. 1028 лишает ДКК юридической силы

Распечатать
Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!
Поделитесь с друзьями:
Вместе с эти материалом часто ищут:

Оферта — это предложение о заключении договора, которое адресовано конкретному лицу, выражает определенные намерения и содержит существенные условия будущего контракта.

28 августа 2020

Доверенность на представление интересов в правоохранительных органах — это документ, по которому одна сторона передает другой право действовать от своего имени в МВД.

6 октября 2020

Договор субаренды нежилого помещения — это двухсторонний документ, по которому арендатор (съемщик) передает во временное пользование третьему лицу арендуемое имущество.

28 августа 2020

Договор поставки — это документ, фиксирующий соглашение сторон о покупке и доставке товаров. Его составляют по нормам ГК РФ.

31 августа 2020