Все имущество учреждения можно разделить на две части:
- Активная часть основных средств — это объекты основных фондов предприятия, которые невозможно скрывать, они непосредственно участвуют в производстве и осуществлении основного вида деятельности организации. Например, автомобили, оборудование, компьютеры, приборы.
- Пассивная часть — это имущество учреждения, которое обеспечивает нормальные рабочие условия в процессе осуществления деятельности. Например, здание, инвентарь и приспособления.
Независимо от того, к какой части относится имущественный объект, любая операция с основными фондами должна быть оформлена должным образом.
Ввод в эксплуатацию
Имущество поступает в организацию несколькими способами: покупка, безвозмездная передача, обмен. Но это не значит, что поступившее имущество уже готово к применению и передано в работу. Для оформления составляется акт ввода в эксплуатацию основных средств.
Введение в эксплуатацию — термин, который обозначает, что объект имущества начинает использоваться по прямому назначению в данное время. Специальный формуляр отражает факт, что основное средство пригодно к использованию, не имеет отклонений, повреждений и изъянов и готово применяться в деятельности фирмы.
Унифицированного шаблона для ввода в эксплуатацию не предусмотрено. Организация обязана разработать собственную форму документа и утвердить его в учетной политике. Допускается использовать единые бланки актов, утвержденные Госкомстатом России (г. Москва).
Порядок ввода в эксплуатацию
В зависимости от категории имущества, алгоритм ввода в эксплуатацию разнится. Для готовых объектов, таких как бытовая техника, оборудование или транспорт, порядок ввода в использование определяется одним этапом. Это контроль готовности имущества и составление акта ввода в эксплуатацию основного средства.
Если на ввод в эксплуатацию направляется сложный актив, процедура усложняется в разы. Например, в отношении построенного здания или сооружения алгоритм будет следующим:
- Подготовка технической документации на введение в эксплуатацию (учетных журналов, регистров, заключений).
- Составление акта выполненных работ, его утверждение. Устранение вопросов, решение проблемных тем с заказчиком (по телефону или при личной встрече).
- Экспертиза соответствия техническим требованиям, требованиям безопасности.
- Оформление соответствующих заключений от контролирующих министерств и ведомств, что объект готов к эксплуатации.
- Согласование постройки с юристами архитектурного, градостроительного ведомства муниципального образования.
- Комплексное обследование объекта на готовность к вводу.
- Оформление экспертных заключений.
- Уплата государственных пошлин, взносов, сборов.
- Регистрация постройки в Росреестре (на сайте или через МФЦ), оформление прав собственности.
И только по окончанию всех этапов построенное здание или сооружение можно использовать по прямому назначению.

Скачать пустой бланк акта на ввод в эксплуатацию ОС
Скачать образец акта ввода в эксплуатацию основных средств
Передача имущества
При передаче имущества из одной организации в другую в двух экземплярах составляют акт о приеме-передаче объекта основных средств. Один экземпляр документа — для организации сдатчика, второй — для компании, принимающей объект имущества. А вот при покупке, когда ОС для продавца является товаром, составляется один экземпляр.
В первичном документе необходимо отразить следующее:
- Информацию об организации-приемщике, в том числе и адрес.
- Данные об организации-сдатчике, если ОС передают из одного учреждения в другое.
- Информацию бухгалтерского учета (счет учета, первоначальная стоимость, даты принятия, списания с бухучета, ОКОФ, амортизационная группа, сумма (руб.) и прочее).
- Индивидуальные характеристики ОС. Например, наименование, заводской номер, назначение, технические характеристики, марка, модель и т. д.

Скачать унифицированный бланк акта о приеме-передаче
Скачать заполненный образец акта о приеме-передаче основных средств
Списание объектов с учета
Основное средство снимают с учета по разным причинам. Полный перечень закреплен в Приказе Минфина России от 13.10.2003 № 91н. Например, из-за порчи, морального или физического износа, кражи, стихийного бедствия и прочего. Для снятия с учета требуется оформить акт о списании объекта основных средств. Применять унифицированный бланк формы ОС-4, утвержденный Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7, не обязательно. Допустимо разработать свою форму документа.
ОС-4 подходит для списания любых объектов, пришедших в негодность, кроме транспортных средств. Для списания автомобиля следует использовать специальную форму бланка — ОС-4а.
Акт на списание составляется в двух экземплярах. Первый остается в бухгалтерии компании и является основанием для списания объекта ОС с бухгалтерского учета. Второй экземпляр хранится у сотрудника, который является ответственным за сохранность ОС в учреждении.
Унифицированный бланк документа состоит из трех разделов. В первом разделе отражают информацию о непригодном основном средстве на дату списания:
- сумму первоначальной стоимости, по которой ОС было принято к учету;
- сумму начисленной амортизации за период эксплуатации;
- остаточную стоимость — разницу между первоначальной стоимостью и накопленной амортизацией.
Во втором разделе следует раскрыть краткие характеристики объекта. Например, отразить информацию о драгоценных металлах, содержащихся в составе ОС. Также в этом разделе приводится заключение комиссии о целесообразности восстановления, о состоянии ОС.
Третий раздел раскрывает данные о произведенных затратах на демонтаж, разборку непригодного имущества, о материалах, пригодных к использованию, оставшихся после демонтажа объекта.
Акт подписывают члены комиссии, специально созданной в учреждении для этих целей. Утверждается бланк ОС-4 руководителем учреждения.
